Постановление Администрации города Иркутска от 20.09.2024 N 031-06-00633/24 "Об утверждении положения о проведении земляных работ в городе Иркутске"
20.09.2024 N031-06-633/24
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКА ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении положения о проведении земляных работ в городе Иркутске
Руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 11, 37, 38, 42 Устава города Иркутска, администрация города Иркутска
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о проведении земляных работ в городе Иркутске (прилагается).
2. Отменить:
1) постановление администрации города Иркутска от 19 марта 2010 года N 031-06-750/10 «О проведении земляных работ в городе Иркутске»;
2) постановление администрации города Иркутска от 14 марта 2012 года N 031-06-400/12 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 19.03.2010 N 031-06-750/10»;
3) постановление администрации города Иркутска от 4 июля 2014 года N 031-06-821/14 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 19.03.2010 N 031-06-750/10»;
4) постановление администрации города Иркутска от 21 января 2015 года N 031-06-22/5 «О внесении изменения в постановление администрации города Иркутска от 19.03.2010 N 031-06-750/10»;
5) постановление администрации города Иркутска от 30 сентября 2016 года N 031-06-904/6 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 19.03.2010 N 031-06-750/10».
3. Отделу документационного обеспечения и архива организационного управления аппарата администрации города Иркутска внести в оригиналы постановлений администрации города Иркутска, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, информационные справки об утрате силы в связи с отменой настоящим Постановлением.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
5. Управлению по информационной политике аппарата администрации города Иркутска опубликовать настоящее Постановление с приложением и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя мэра – председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска, заместителя мэра – председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации города Иркутска, заместителя мэра – председателя комитета по управлению Октябрьским округом администрации города Иркутска, заместителя мэра – председателя комитета по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска, заместителя мэра – председателя комитета по управлению Правобережным округом администрации города Иркутска.
Мэр города Иркутска Р.Н. Болотов
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
администрации города Иркутска
от 20.09.2024 N031-06-633/24
Положение о порядке проведения земляных работ в городе Иркутске
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает требования к порядку проведения физическими лицами, юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, земляных работ, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом, капитальным ремонтом объектов инженерной инфраструктуры, установкой средств наружной рекламы (на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке, за исключением земельных участков, предоставленных под многоквартирные дома) (далее - земляные работы).
Под объектами инженерной инфраструктуры понимается система коммуникаций и объектов водоснабжения, канализации, тепло-, электро-, газоснабжения и связи.
2. Порядок проведения земляных работ дифференцируется в зависимости от плановости, аварийности проведения работ, а также от места проведения земляных работ.
Плановыми земляными работами являются работы, при которых протяженность участка объекта инженерной инфраструктуры, для строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта которого требуется проведение земляных работ, составляет более 20 метров.
Аварийно-восстановительными земляными работами являются работы, при которых протяженность участка объекта инженерной инфраструктуры, для строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта которого требуется проведение земляных работ, составляет не более 20 метров.
Перечень территорий с интенсивным движением транспорта указан в Приложении 1 к административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ», утвержденному постановлением администрации города Иркутска от 17 мая 2023 года N 031-06-379/23 (далее – административный регламент).
Под территориями с интенсивным движением транспорта понимаются территории от фасадов зданий, расположенных на одной стороне улицы, до фасадов зданий, расположенных на противоположной стороне улицы (в границах красных линий земельного участка, но не более 10 метров от края проезжей части с каждой из сторон улицы).
3. Уполномоченный орган:
на территориях с интенсивным движением транспорта - Комитет городского обустройства администрации города Иркутска;
на остальной территории города Иркутска - комитет по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска.
4. Проведение плановых земляных работ осуществляется:
1) на территориях с интенсивным движением транспорта на основании распоряжения заместителя мэра - председателя Комитета городского обустройства администрации города Иркутска о разрешении проведения плановых земляных работ и заключаемого в соответствии с ним договора на производство плановых земляных работ по форме, утвержденной административным регламентом.
2) на остальной территории города Иркутска - на основании распоряжения заместителя мэра – председателя комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска о разрешении проведения плановых земляных работ и заключаемого в соответствии с ним договора на производство плановых земляных работ по форме, утвержденной административным регламентом.
5. Проведение аварийно-восстановительных земляных работ и земляных работ, связанных с установкой рекламной конструкции, осуществляется:
1) на территориях с интенсивным движением транспорта - на основании распоряжения заместителя мэра - председателя Комитета городского обустройства администрации города Иркутска о разрешении проведения аварийно-восстановительных земляных работ, заключаемого в соответствии с ним договора на производство аварийно-восстановительных земляных работ, либо земляных работ, связанных с установкой рекламной конструкции по форме, утвержденной административным регламентом, и ордера на производство аварийно-восстановительных земляных работ или ордера на производство земляных работ, связанных с установкой рекламной конструкции за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящего Положения.
2) на остальной территории города Иркутска - на основании распоряжения заместителя мэра – председателя комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска о разрешении проведения аварийно-восстановительных земляных работ, заключаемого в соответствии с ним договора на производство аварийно-восстановительных земляных работ, либо земляных работ связанных с установкой рекламной конструкции и ордера на производство аварийно-восстановительных земляных работ или ордера на производство земляных работ, связанных с установкой рекламной конструкции, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящего Положения.
Глава 2. Координация взаимодействия при проведении земляных работ с работами по строительству, реконструкции, ремонту, капитальному ремонту автомобильных дорог, внутриквартальных проездов
6. Проведение земляных работ в целях осуществления строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры, работ по технологическому присоединению к инженерным сетям (далее – работы на сетях) должно быть скоординировано с проведением работ по строительству, реконструкции, ремонту, капитальному ремонту автомобильных дорог, внутриквартальных проездов на территории города Иркутска, осуществляемых органами администрации города Иркутска (далее – работы на дорогах, проездах).
7. В случае, если органом администрации города Иркутска планируется осуществление работ на дорогах, проездах, работы на сетях должны производится до их начала или одновременно с работами на дорогах, проездах, но до устройства дорожного покрытия.
Для координации сроков производства работ на сетях с работами на дорогах, проездах, ежегодно:
департамент дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска в срок до 15 февраля направляет ресурсоснабжающим организациям, расположенным на территории города Иркутска, запрос о предоставлении информации о планируемых работах на сетях;
лица, планирующие проведение работ на сетях, в том числе ресурсоснабжающие организации, в срок до 1 марта должны представить в департамент дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска письменную информацию о планируемых сроках проведения земляных работ с указанием точного места их проведения.
Департамент дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска, комитеты по управлению соответствующими округами администрации города Иркутска, в срок до 1 апреля анализируют предоставленную информацию и, при выявлении мест наложения производства работ на дорогах, проездах с планами работ на сетях, направляют лицам, планирующим проведение таких работ необходимые предложения по корректировке сроков их выполнения.
Департамент дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска в период с 1 мая по 1 октября обеспечивает проведение еженедельных совещаний с участием представителей комитетов по управлению соответствующими округами администрации города Иркутска и привлечением лиц, планирующих проведение работ на сетях, в том числе ресурсоснабжающих организацией и иных заинтересованных лиц по решению вопросов координации проведения строительных и земляных работ.
Глава 3. Порядок проведения плановых земляных работ
8. Физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическое лицо (далее по тексту - заявитель), подают заявление о разрешении проведения плановых земляных работ:
1) на территориях с интенсивным движением транспорта - в департамент дорожной деятельности и транспорта Комитета городского обустройства администрации города Иркутска на имя заместителя мэра - председателя Комитета городского обустройства администрации города Иркутска;
2) на остальной территории города Иркутска - в комитет по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска, на территории которого планируется проведение плановых земляных работ, на имя заместителя мэра - председателя комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска.
От имени заявителей могут выступать лица, наделенные соответствующими полномочиями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Форма заявления о разрешении проведения плановых земляных работ, перечень документов, необходимых для получения разрешения проведения плановых земляных работ, процедура подготовки разрешения проведения плановых земляных работ утверждаются административным регламентом.
10. Проведение плановых земляных работ допускается после заключения договора на производство плановых земляных работ, заключенного на основании соответствующего разрешения.
Специалисты уполномоченного органа в процессе оформления разрешительной документации на проведение плановых земляных работ осуществляют фото фиксацию состояния территории, на которой будут проводиться плановые земляные работы.
Глава 4. Порядок проведения аварийно-восстановительных земляных работ
11. Форма заявления о разрешении проведения аварийно-восстановительных земляных работ, перечень документов, необходимых для получения разрешения проведения аварийно-восстановительных земляных работ, процедура подготовки разрешения проведения аварийно-восстановительных земляных работ утверждены административным регламентом.
12. Договор на производство аварийно-восстановительных земляных работ, либо работ, связанных с установкой рекламной конструкции, на территориях с интенсивным движением транспорта заключает заместитель мэра – председатель Комитета городского обустройства администрации города Иркутска; на остальной территории города Иркутска – заместитель мэра – председатель комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска.
13. Ресурсоснабжающие организации в срок до 1 марта текущего года заключают договоры на производство аварийно-восстановительных земляных работ, на основании которых департаментом дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска, либо управлением ЖКХ комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска в порядке, определенном административным регламентом, выдаются ордера по конкретным аварийным ситуациям, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящего Положения.
14. В случае возникновения аварийных ситуаций, требующих проведения земляных работ, лица, выполняющие земляные работы, обязаны немедленно приступить к ликвидации аварий, сообщив телефонограммой в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального казенного учреждения города Иркутска «Безопасный город», департамент дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска либо в управление ЖКХ комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска о мерах, принятых по ликвидации аварий, в течение 24 часов с момента устранения аварии.
15. В случае ликвидации аварии, восстановления нарушенного благоустройства, приведения участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, в течение 24 часов с начала проведения аварийно-восстановительных земляных работ ордер на проведение аварийно-восстановительных земляных работ не оформляется.
В таких случаях в течение 1 рабочего дня с момента окончания аварийно-восстановительных земляных работ лица, осуществлявшие проведение аварийно-восстановительных земляных работ, обязаны передать результат выполненных земляных работ департаменту дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска, либо управлению ЖКХ комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска. Прием-передача результата выполненных аварийно-восстановительных земляных работ оформляется актом приема-передачи выполненных земляных работ.
16. В случае невозможности ликвидации аварии, восстановления нарушенного благоустройства, приведения земельных участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, в течение 24 часов с момента начала проведения аварийно-восстановительных земляных работ, лица, выполняющие такие работы, не прекращая проведения работ, обращаются в департамент дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска, либо в управление ЖКХ комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска за получением ордера на производство аварийно-восстановительных земляных работ.
Глава 5. Порядок проведения земляных работ, связанных с установкой рекламной конструкции
17. В случае производства работ по установке рекламной конструкции заявитель до момента установки рекламной конструкции подает заявление о разрешении проведения земляных работ:
1) на территориях с интенсивным движением транспорта - в департамент дорожной деятельности и транспорта Комитета городского обустройства администрации города Иркутска;
2) на остальной территории города Иркутска - в управление ЖКХ комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска по месту размещения рекламной конструкции.
18. Форма заявления о разрешении проведения земляных работ, связанных с установкой рекламной конструкции, перечень документов, необходимых для подготовки разрешения проведения земляных работ, процедура подготовки разрешения проведения земляных работ, связанных с установкой рекламной конструкции, утверждены административным регламентом.
19. Земляные работы, связанные с установкой рекламной конструкции, осуществляются на основании ордера, выдаваемого в порядке, установленном административным регламентом.
Глава 6. Условия проведения земляных работ
20. Обязательства сторон по проведению земляных работ регламентируются соответствующим договором на производство земляных работ в случаях, установленных настоящим Положением.
21. При проведении аварийно-восстановительных земляных работ, в договоре на производство аварийно-восстановительных земляных работ, стороны вправе установить, что условия заключенных ими договоров применяются к отношениям, возникшим до заключения договоров, с момента фактического начала проведения аварийно-восстановительных земляных работ.
22. На момент проведения земляных работ, лицо, производящее земляные работы обязано:
1) выставить дорожные знаки, информацию о схеме ограничения, прекращения движения транспорта, с указанием объездов, согласованную владельцем автомобильной дороги (далее - схема), а в случае, если проведение земляных работ затрагивает работу муниципального общественного транспорта, - с отделом организации пассажирских перевозок управления пассажирских перевозок комитета городского обустройства администрации города Иркутска;
2) за свой счет произвести работы по приведению указанных в схеме объездов в состояние, пригодное для проезда авто-, электротранспорта и безопасного движения пешеходов, с последующей сдачей, представителю уполномоченного органа по акту приема-передачи результата выполненных работ.
23. Специалисты уполномоченного органа систематически контролируют производство земляных работ лицами, получившими соответствующие разрешения, проводят проверку объектов производства работ на предмет: наличия ограждения и освещения места работ, информационных щитов, дорожных знаков, иных средств организации дорожного движения, а также контроль за соблюдением сроков производства работ и восстановления нарушенного благоустройства. При выявлении нарушений уполномоченным органом осуществляется привлечение виновного лица к ответственности.
24. Лица, производящие земляные работы, обязаны за свой счет приводить земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием. Приведение земельных участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, производится в ходе земляных работ, а при невозможности этого - в срок, предусмотренный в договоре на производство земляных работ.
25. Лицо, производившее земляные работы, обеспечивает комплексное восстановление нарушенного благоустройства (проезжая часть автомобильной дороги, тротуары, озеленение) с соблюдением требований Единой технологической карты восстановления благоустройства, нарушенного в ходе проведения земляных работ на территории города Иркутска, являющейся приложением к настоящему Положению
При невозможности восстановления благоустройства, нарушенного в ходе проведения земляных работ в полном объеме в зимний период (с 15 октября по 15 апреля), срок восстановления нарушенного благоустройства переносится до 1 июня соответствующего года.
26. Прием-передача результата выполненных земляных работ оформляется актами приема-передачи выполненных земляных работ. Акты приема-передачи выполненных земляных работ составляются в 2 экземплярах и подписываются представителями уполномоченного органа и заявителя. В актах приема-передачи выполненных земляных работ указываются сведения о выполненных земляных работах, состоянии земельного участка, пригодности его использования в соответствии с разрешенным использованием, о восстановлении нарушенного благоустройства на земельном участке и др.
К моменту подписания акта приема-передачи выполненных земляных работ лицо, осуществлявшее их проведение, обязано представить заключение специализированной организации о качестве обратной засыпки и восстановления асфальтобетонного покрытия.
27. В случаях обнаружения в течение гарантийного срока, предусмотренного разрешительной документацией на проведение земляных работ, недостатков результата выполненных земляных работ, в том числе просадок земляного полотна, лицо производившее земляные работы обязано организовать работу по устранению таких недостатков в недельный срок, со дня их обнаружения. В случае дорожно-транспортного происшествия, иных случаях, в результате которых произошло причинение вреда гражданам и юридическим лицам, произошедших вследствие недостатков результата выполненных земляных работ в течение гарантийного периода, лицо, выполнившее земляные работы обязано возместить вред, причиненный личности или имуществу граждан, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в полном объеме.
Глава 7. Ответственность за нарушение требований настоящего положения
28. Неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Положения влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
29. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором на производство соответствующих земляных работ, наступает ответственность, установленная договором на производство таких земляных работ.
30. Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности по приведению земельных участков в состояние, пригодное для использования в соответствии с разрешенным использованием.
Глава 8. Контроль за исполнением требований настоящего положения
31. Контроль за исполнением настоящего Положения в соответствии с компетенцией осуществляют:
Комитет городского обустройства администрации города Иркутска;
комитет по управлению Ленинским округом администрации города Иркутска;
комитет по управлению Октябрьским округом администрации города Иркутска;
комитет по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска;
комитет по управлению Правобережным округом администрации города Иркутска.
Заместитель мэра – председатель
комитета городского обустройства
администрации города Иркутска С.С. Чертков
Приложение
к Положению о порядке проведения
земляных работ в городе Иркутске
Единая технологическая карта производства земляных работ и восстановления благоустройства, нарушенного в ходе проведения земляных работ на территории города Иркутска
Глава 1. Общие положения
Настоящая единая технологическая карта производства земляных работ и восстановления благоустройства, нарушенного в ходе проведения земляных работ на территории города Иркутска устанавливает требования к порядку производства земляных работ и особенностях организации работ по восстановлению благоустройства, нарушенного в ходе проведения земляных работ на территории города Иркутска, соблюдению технологии восстановления благоустройства и осуществления контроля за производством земляных работ и восстановлением благоустройства (далее – Технологическая карта).
Производство земляных работ осуществляется с учетом требований «СП 45.13330.2017. Свод правил. Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87», утвержденного и введенного в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 125/пр.
При производстве земляных работ лицо, выполняющее земляные работы (далее – производитель работ), обязано:
оградить каждое место вскрытия сооружением, окрашенным в цвета ярких тонов в соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 23 июля 2001 года N 80;
в случае проведения земляных работ на проезжей части улицы обеспечить установку дорожных знаков, ограждений, указателей и иных технических средств организации дорожного движения, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года N 1425-ст и выполнение требований «ОДМ 218.6.019-2016. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ», изданного на основании Распоряжения Росавтодора от 2 марта 2016 года N 303-р;
на пешеходной части установить через траншею мостики шириной не менее 0,75 м с перилами высотой не менее 1 м, с расчетной нагрузкой 400 кг на погонный метр мостика;
восстановить нарушенное благоустройство в соответствии с требованиями «СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 972/пр (далее – СП 82.13330.2016).
Восстановление всех конструктивных элементов дорожной одежды должно происходить с соблюдением конструкции и толщины каждого слоя.
Асфальтобетонные покрытия тротуаров и проезжих частей улиц подлежат восстановлению на всю их ширину картами прямоугольных форм с выравниванием бордюрного камня. В случае, если протяженность участка составляет более 2/3 длины тротуара и (или) проезжей части от перекрестка до перекрестка, тротуар и (или) проезжая часть восстанавливается полностью.
Если нарушение дорожного покрытия, состоящего из песчано-гравийной смеси либо бетона, составляет более 1/2 ширины - восстанавливается вся ширина данного дорожного покрытия.
Если в зону работ попадает смотровой колодец инженерных сетей, то он подлежит выравниванию с восстановленным уровнем дороги, при необходимости проводится ремонт колодца, предусматривающий следующие виды работ: подъем колодца, замена люка (крышки) колодца, установка (замена) плит перекрытия, частичный ремонт кирпичной кладки колодца перед установкой плит, ликвидация провалов и просадок проезжей части дорог, тротуаров и газонов в зоне колодца. Колодец ливневой канализации подлежит очистке от грунта при производстве работ.
Запрещено производство плановых земляных работ, предусматривающих нарушение асфальтобетонного покрытия проезжих частей автомобильных дорог, имеющих гарантийные обязательства по муниципальным контрактам на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт проезжей части (выполнение работ должно осуществляться методом «прокола»), за исключением проведения земляных работ для реализации утвержденной комплексной схемы инженерного обеспечения территории, подлежащей реализации в период гарантийных обязательств.
Земляные работы в непосредственной близости от существующих инженерных коммуникаций осуществляются под наблюдением представителей лиц, эксплуатирующих данные инженерные коммуникации, которые на месте определяют границы разработки грунта вручную. Применение землеройных механизмов, ударных инструментов (ломы, кирки, пневматические инструменты) вблизи охранных зон действующих подземных коммуникаций и сооружений запрещается.
При размещении новых и реконструкции действующих инженерных коммуникаций под плоскостными объектами (открытые площадки автомобилей, детские игровые площадки, площадки для отдыха взрослых, выгула собак, спортивные площадки, контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и пр.) следует предусматривать мероприятия, защищающие трубопроводы от продавливания (с обоснованием прочности расчетом), колодцы и камеры устанавливать в местах, доступных для их эксплуатации за границами плоскостных объектов (за исключением площадок автомобилей).
При размещении новых и реконструкции действующих тепловых сетей, сетей газоснабжения следует размещать их за пределами детских игровых площадок, спортивных площадок, площадок для отдыха взрослых, выгула собак.
При производстве земляных работ на проезжих частях улиц города восстановление должно осуществляться в полном объеме, включая восстановление дорожной разметки, искусственных дорожных неровностей, ограждений.
Для осуществления данных видов контроля обе стороны используют либо собственные лабораторные службы, имеющие подтверждение компетентности на соответствие требованиям «ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», введенного в действие Приказом Росстандарта от 15 июля 2019 года N 385-ст, или привлекаемые сторонние специализированные лаборатории, отвечающие указанным выше требованиям. Результатами контроля являются оформленные в процессе выполнения контроля акты отбора проб, контроля, ведомости контроля уплотнения, протоколы испытаний исходных материалов, завершенных готовых конструктивов.
Обязательными документами, подтверждающими качество применяемых материалов, являются документы о качестве на применяемые (поставляемые) материалы (паспорта), сертификаты соответствия, декларации о соответствии.
Глава 2. Технология подготовки основания
В качестве слоя основания для тротуаров применяется песчано-гравийная смесь (далее – ПГС) по «ГОСТ 23735-2014. Межгосударственный стандарт. Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия», введенного в действие Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года N 2033-ст (далее – ГОСТ 23735-2014), (толщина слоя - 15 см) или щебеночно-песчаная смесь (далее – ЩПС) С4 (фракция 0-80 мм, марка по дробимости щебня не ниже 800), для проезжей части дорог и внутриквартальных проездов (толщина слоя – 20 см) в соответствии с «ГОСТ 25607-2009. Межгосударственный стандарт. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия», введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 22 апреля 2010 года N 63-ст (далее – ГОСТ 25607-2009).
При подготовке слоя основания применяются следующие технологические операции:
подвозка материала автомобилями – самосвалами;
разравнивание смеси автогрейдером, мобильными средствами механизации или вручную;
увлажнение смеси (в случае необходимости);
предварительное уплотнение слоя;
планирование слоя и исправление дефектных мест;
окончательное уплотнение слоя.
Глава 3. Технология установки бортовых камней
Установку новых или ранее демонтированных бортовых камней следует выполнять с учетом отметок (уровня) существующих бортовых камней.
Вид вновь устанавливаемого бортового камня по форме и материалу должен совпадать с установленным ранее (установленным на границе работ). В случаях, если бортовой камень восстанавливается на участке дороги (улицы) от перекрестка до перекрестка с обеих сторон дороги (улицы), вид бортового камня может отличаться от ранее демонтированного.
Геодезическую разбивку линии бортов производят от оси проезжей части, обеспечивая требуемую ширину проезжей части на конкретном участке дороги (улицы).
Основание траншей под бортовой камень должно быть не переувлажненным и не деформированным. Дно траншей должно быть уплотнено до состояния, при котором отсутствуют деформации в виде следов от средств уплотнения. По дну траншеи устраивают выравнивающий слой основания из щебня фракции от 20 до 40 мм М 600 или ПГС слоем толщиной 0,10 м. Слой щебеночного основания должен быть шире бетонного основания на 10 см. Щебень или ПГС разравнивают вручную, уплотняют виброплитой до состояния, при котором не наблюдаются деформации в виде следов от уплотняющих механизмов.
Для устройства бетонного основания на подготовленном щебеночном основании устанавливают сборно-разборную опалубку высотой 20 см и шириной на 20 см больше ширины бортового камня. Опалубку собирают из досок толщиной 40-50 мм и брусков 40х40 (50х50) мм с поперечным раскреплением стенок. Опалубку закрепляют металлическими штырями с внутренней стороны траншеи.
Для устройства бетонного основания применяется бетон класса не ниже В15. Бетонное основание устраивается до отметок ниже бортового камня. Толщина бетонного основания должна составлять 10 см. После укладки бетонной смеси в конструктив, производитель работ обеспечивает уход за бетоном до момента набора им не менее 70 % прочности путем укрытия полиэтиленом, мокрыми опилками или мокрым песком для исключения преждевременного высыхания и увлажнения бетонной поверхности и набора требуемой прочности бетона.
После подтверждения требуемой прочности бетона в основании производятся работы по монтажу бортового камня. Камень устанавливается на бетонное основание по натянутому между металлическими штырями маячному шнуру, обеспечивая общий уклон и высоту установки камня, а также плавную линию на закруглениях. Для исключения пустот, образующимися между бетонным основанием и бортовым камнем, применяют песко-цементный раствор или сухую песко-цементную смесь.
Установку бортового камня производят таким образом, чтоб лицевая (гладкая сторона, сторона с фаской) сторона находилась:
при установке дорожного бортового камня к проезжей части;
при установке газонного бортового камня и устройстве покрытия тротуаров ниже уровня газона внутрь тротуара;
при установке газонного бортового камня и устройстве покрытия тротуаров в уровень газона в сторону газона;
Пустоты, образовавшиеся между торцами камней, заливают жидким цементным раствором до полного их заполнения. Ширина швов между криволинейными бортовыми камнями или на стыке криволинейных и прямолинейных изделий не должна превышать 5 мм.
После установки бортового камня производится установка съемной опалубки из материалов, указанных выше, закрепление бортового камня бетоном не ниже В15 – устройство бетонной обоймы.
При закреплении камня высота укрепления должны быть 10 см с обеих сторон для дорожного бортового камня, 10 см с тыльной и 5 см в лицевой для газонного.
После укладки бетонной смеси в конструктив производитель работ обеспечивает уход за бетоном до момента набора им не менее 70 % прочности путем укрытия полиэтиленом, мокрыми опилками или мокрым песком для исключения преждевременного высыхания и увлажнения бетонной поверхности и набора требуемой прочности бетона.
Разборка опалубки и производство последующих работ (устройство покрытия, обратная засыпка пазух между газоном и бортовым камнем и т.д.) производится после набора прочности бетоном не менее 70 % от требуемой. Данные по набору прочности подтверждаются специализированной лабораторией по результатам определения прочности по контрольным образцам, хранившимся в условиях конструкции, в соответствии с требованиями «ГОСТ 18105-2018. Межгосударственный стандарт. Бетоны. Правила контроля и оценки прочности», введенного в действие Приказом Росстандарта от 12 апреля 2019 года N 130-ст.
Допускается работы по устройству бетонного основания и бетонной обоймы производить одновременно. При этом необходимо выставить в плане и в профиле бортовой камень. Для обеспечения толщины основания применяются инвентарные фиксаторы из полимерных материалов или деревянные подкладки из бруска размером 5,0х5,0 см. Подкладки (упоры, фиксаторы) устанавливаются в районе торцевых частей бортовых камней исходя из условия, что на один бортовой камень их будет не менее двух штук, расстояние между ними будет не менее 20 см, высота подкладки будет 10 см. Заливка бетона производится при этом сразу на всю высоту опалубки в основание и бетонную обойму. Уход за бетоном осуществляется согласно вышеуказанным условиям.
После набора прочности бетоном не менее 70 % от требуемой производится съемка опалубки, с обратной стороны бортовой камень засыпают грунтом, вынутым при раскопке траншеи. Бортовой камень должен повторять проектный профиль покрытия. Уступы в стыках бортовых камней в плане и профиле не допускаются. Швы между камнями должны быть не более 5 мм.
В местах пересечения внутриквартальных проездов и пешеходных дорожек с тротуарами, подходами к площадкам и проезжей частью автомобильной дороги бортовые камни должны заглубляться с устройством плавных примыканий для обеспечения безопасного прохода маломобильных групп населения, проезда детских и инвалидных колясок. В местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустраивают съездами. При устройстве съездов их продольный уклон должен быть не более 1:20 (5%), около здания - не более 1:12 (8%), а в местах, характеризующихся стесненными условиями, - не более 1:10 на протяжении не более 1,0 м. Перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью не должен превышать 0,015м.
В местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути обустраивают съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части.
На переходе через проезжую часть автомобильной дороги должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть автомобильной дороги.
Глава 4. Технология устройства асфальтобетонного покрытия
Восстановление асфальтобетонного покрытия следует выполнять: весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5°С, осенью - не ниже плюс 10°С.
После окончания проведения земляных работ необходимо приступить к работам по восстановлению дорожных покрытий:
в местах поперечных разрытий улиц – в течение суток;
местах продольных разрытий проезжей части автомобильной дороги – в течение 5 дней;
местах раскопок внутриквартальных и внутри дворовых проездов, тротуаров, набивных дорожек и газонов – не позднее 5 дней.
На восстанавливаемом участке следует применять тип дорожной одежды, существовавший ранее (до проведения земляных работ) с учетом изменения стандартов.
Наименование показателя | Показатель | Нормативный акт |
На внутридворовых проездах (при площади более 5 м2) | ||
нижний слой покрытия | горячая асфальтобетонная смесь для нижнего слоя покрытия с нормальными условиями движения А22Нн толщиной 4 см | «ГОСТ Р 58406.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия», утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 15 мая 2020 года N 192-ст (далее - ГОСТ Р 58406.2-2020) |
верхний слой покрытия | горячая асфальтобетонная смесь для верхнего слоя покрытия с нормальными условиями движения А16Вн толщиной 4 см | |
На автомобильных дорогах (при площади более 5 м2) | ||
В-1 | ||
нижний слой покрытия | горячая асфальтобетонная смесь для нижнего слоя покрытия с нормальными условиями движения А22Нн толщиной 7 см | ГОСТ Р 58406.2-2020 |
верхний слой покрытия | горячая асфальтобетонная смесь для верхнего слоя покрытия с нормальными условиями движения А16Вн толщиной 5 см | |
В-2 | ||
нижний слой покрытия | горячая асфальтобетонная смесь для нижнего слоя покрытия с нормальными условиями движения А22Нн толщиной 7 см | ГОСТ Р 58406.2-2020 |
верхний слой покрытия | горячая асфальтобетонная смесь для верхнего слоя покрытия с нормальными условиями движения А16Вн толщиной 5 см или горячая плотная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь ЩМА-16 для верхних слоев покрытия толщиной 5 см | ГОСТ Р 58406.2-2020
«ГОСТ Р 58406.1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия», утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 15 мая 2020 года N 191-ст (далее - ГОСТ Р 58406.1-2020) |
В-3 | ||
слой основания | горячая асфальтобетонная смесь для нижнего слоя покрытия с нормальными условиями движения А32Он толщиной 7 см | ГОСТ Р 58406.2-2020 |
нижний слой покрытия | горячая асфальтобетонная смесь для нижнего слоя покрытия с нормальными условиями движения А22Нн толщиной 7 см | ГОСТ Р 58406.2-2020 |
верхний слой покрытия | горячая асфальтобетонная смесь для верхнего слоя покрытия с нормальными условиями движения А16Вн толщиной 5 см или горячая плотная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь ЩМА-16 для верхних слоев покрытия толщиной 5 см | ГОСТ Р 58406.2-2020
ГОСТ Р 58406.1-2020 |
При площади восстановления асфальтобетонного покрытия менее 5 м2 применяется двухслойная конструкция дорожной одежды по типу В-1.
Восстановление асфальтового покрытия тротуаров после прокладки или ремонта подземных инженерных сетей выполняется на всю ширину тротуара по всей длине разрытия с восстановлением существовавшего гранитного или бетонного бортового камня.
При производстве работ поперек проезжей части автомобильных дорог, тротуаров и иных территорий восстановление асфальтобетонного покрытия выполняется картой прямоугольной формы, не менее 1 метра от границы траншеи в каждую сторону, при этом ширина карты на проезжей части должна составлять не менее 5 метров.
Вне зависимости от площади восстановления асфальтобетонного покрытия, до начала производства работ по устройству асфальтобетонного покрытия должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны быть обработаны фрезой, иметь ровные очертания, исключающие участки сколов существующего покрытия;
исправлены обнаруженные неровности основания путем киркования бугров, заделки пониженных мест материалом, из которого выполнено основание, с последующим доуплотнением, или тщательного выравнивания слоем асфальтобетона (асфальтогранулята);
проверены высотные отметки крышек (люков) колодцев подземных коммуникаций на соответствие требованиям «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст;
поверхность основания, кромки полос сопряжения покрытия и люки колодцев равномерно обработаны битумной эмульсией исходя из нормы расхода в соответствии с требованиями «СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85», утвержденного Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 года N 272 (далее – СП 78.13330.2012).
Ширина вышележащего конструктива должна быть на 50 см шире нижележащего с каждой стороны за исключением границ примыкания восстанавливаемого покрытия к бортовому камню.
При площади покрытия до 5 м2 допускается устройство асфальтобетонных покрытий вручную с соблюдением требований нормативно-технической документации к ровности.
Каждый последующий слой укладывается только после остывания нижнего до 50°C при температуре наружного воздуха ниже +10°C и до 20-30°C при температуре выше +10°C.
Контроль и оценку качества работ по восстановлению (ремонту) асфальтобетонных покрытий выполняют в соответствии с требованиями СП 78.13330.2012, СП 82.13330.2016, ГОСТ Р 58406.2-2020, ГОСТ Р 58406.1-2020, «ГОСТ Р 59120-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 5 марта 2021 года N 121-ст.
Глава 5. Технология восстановления газона и зеленых насаждений
Производство работ по восстановлению газонов и иных озелененных территорий должно производиться в соответствии с Приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года N 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации».
При ремонте, реконструкции, строительстве сооружений линейных объектов в районе существующих зеленых насаждений не допускать изменения вертикальных отметок против существующих более 5 см при понижении или повышении их. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, предусматривать соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев согласно Правилам создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 м от поверхности почвы), не повреждая корневую систему.
Сохранять верхний растительный грунт на всех участках строительства, реконструкции, сноса, организовать снятие его и буртование по краям строительной площадки.
Почва для восстановления газона должна соответствовать следующим агротехническим требованиям:
иметь плотность не более 5 – 20 кг/см2 (плотность определяется как сопротивление смятию);
обладать структурой, при которой размеры комков составляют не менее 0,5-1,0 см;
содержать достаточное количество питательных веществ;
не иметь засоренности сорняками и мусором.
Пригодность растительного грунта для озеленения должна быть установлена лабораторными анализами и документом о качестве.
Газоны следует устраивать на полностью подготовленном и спланированном растительном грунте с соблюдением уклона основания. Толщина растительной земли принимается для обычного, партерного и мавританского газонов равной 15 –20 см. Норма высева смеси свежих семян на 1 м2 засеваемой площади составляет 20г. Отметка восстанавливаемого газона должна быть ниже уровня бортового камня на 2 – 5 см. Влажность грунта, используемого при благоустройстве территорий, должна быть около 15% полной его влагоемкости. При недостаточной влажности грунт искусственно увлажняется.
При проведении плановых земляных работ, предусматривающих нарушение значительной площади газона, либо при наличии большого уклона земляного полотна, необходимо рассматривать возможность применения технологии устройства газона гидропосевом.
Газоны (засеянные или одерненные) и цветники поливаются водой при помощи дождевания после засева, укладки дерна или посадки цветов. Полив должен производиться не менее двух раз в неделю в течение месяца.
Глава 6. Технология восстановления благоустройства при отрицательных температурах наружного воздуха
В случае невозможности завершения земляных работ в зимний период в связи с неблагоприятными для соблюдения технологии производства работ погодными условиями и температурным режимом, производитель работ обязан:
провести необходимые мероприятия по приведению в порядок территории в зоне производства земляных работ;
поддерживать обеспечение безопасного и беспрепятственного движения пешеходов и транспорта по нарушенным в ходе производства земляных работ участкам автомобильных дорог (тротуаров) до момента полного восстановления элементов благоустройства.
При проведении земляных работ в зимний период нарушенное благоустройство должно быть восстановлено производителем работ в «зимнем варианте» в срок окончания работ, предусмотренный разрешительной документацией на проведение земляных работ.
Окончательное восстановление поврежденных элементов благоустройства территории (асфальт, дорожная разметка, искусственные дорожные неровности, иные элементы обустройства дорог, тротуарная плитка, бордюры, газоны, клумбы, и пр.) должно быть завершено в сроки, установленные разрешительной документацией на проведение земляных работ.
N п.п | Нарушенное благоустройство | Способ восстановления | Материалы | Требования |
1. 1. | автомобильная дорога (проезжая часть) | дорожные плиты | плиты дорожные | «ГОСТ 21924-2024 «Плиты железобетонные для покрытий городских дорог. Технические условия», введенный в действие Приказом Росстандарта от 4 июля 2024 года N 899-ст |
2. 2. | внутридворовой проезд | отсыпка верхнего слоя покрытия щебеночным материалом | щебень по способу заклинки; готовые щебеночно-гравийно-песчаные смеси | «ГОСТ 8267-93. Межгосударственный стандарт. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», введенный в действие Постановлением Госстроя РФ от 17 июня 1994 года N 18-43, ГОСТ 25607-2009, СП 78.13330.2012. После отсыпки произвести трамбовку ЩПС
|
3. 3. | тротуары, пешеходные дорожки, входы в подъезды и т.п. | ПГС с отсыпкой верхнего слоя песком из отсевов дробления. | ПГС, песок из отсевов дробления | ГОСТ 23735-2014, ГОСТ 31424-2010. После отсыпки отсева произвести его уплотнение. ПГС не должен содержать фракции камней более 80мм |
4. 4. | газоны | грунт | грунт | не должно быть комкового смерзания грунта для обратной засыпки |
Специалистами уполномоченного органа в зимний период осуществляются еженедельные контрольно-выездные мероприятия, направленные на выявление мест производства земляных работ с ненадлежащим содержанием.
Глава 7. Технология обратной засыпки по видам благоустройства
Обратная засыпка котлованов и траншей на проезжих частях автомобильных дорог и тротуарах производится песчано-гравийной смесью по ГОСТ 23735-2014.
ПГС должна отсыпаться горизонтальными слоями толщиной 15-20 см с тщательным уплотнением каждого слоя самоходными катками. Уплотнение материала в труднодоступных местах или в местах с площадью менее 100 м2 выполняется виброплитой или ручными трамбовками.
Запрещается засыпка траншей на проезжих частях автомобильных дорог и тротуарах мерзлыми, глинистыми грунтами, строительным мусором и прочими грунтами, а также засыпка траншей с использованием машин и механизмов на гусеничном ходу на улицах, имеющих усовершенствованные покрытия.
Запрещается складировать изъятый грунт на проезжей части, тротуарах и уличных газонах, водостоках, пожарных гидрантах, смотровых и ливневых колодцах, въездах во дворы.
Траншеи на газонах допускается засыпать местным грунтом с уплотнением, восстановлением плодородного слоя и посевом травы.
При обнаружении некачественно выполняемой производителем работ обратной засыпки траншеи (котлована) в пределах проезжей части и тротуара (засыпка некондиционным грунтом, без необходимого уплотнения, и пр.), производителю работ указывается о необходимости устранения выявленных нарушений: выемка некондиционного грунта, послойная засыпка котлована (траншеи) с трамбовкой каждого слоя до достижения требуемого коэффициента уплотнения (не менее 0,95 для нижних слоев и не менее 0,98 для верхний слоев на глубине 1,5 м и менее от поверхности дорожной одежды) грунта по каждому слою. Проверка достижения требуемого коэффициента уплотнения грунта осуществляется специализированной лабораторией, для подтверждения качества уплотняемых слоев производителем работ в обязательном порядке делается фотофиксация по каждому уплотняемого слою.
Заместитель мэра – председатель
комитета городского обустройства
администрации города Иркутска С.С. Чертков