Правовые акты Иркутской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Иркутской области от 19.06.2008 N 27-оз "Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области"

 

19 июня 2008 года

N 27-оз

 

ЗАКОН

 

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ И ИНЫХ ОСОБО

ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят

постановлением

Законодательного собрания

Иркутской области

от 28 мая 2008 года

N 43/13а-ЗС

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

 

Предметом регулирования настоящего Закона являются отдельные отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального и местного значения на территории Иркутской области (далее - область).

 

Статья 2. Цели организации особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения

 

Особо охраняемые природные территории и иные особо охраняемые территории регионального значения на территории области организовываются в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда; экологического воспитания и оздоровления населения, а также в иных целях в соответствии с законодательством.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

В целях настоящего Закона используются следующие понятия:

1) особо охраняемая природная территория регионального значения - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями Правительства Иркутской области полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;

1(1)) особо охраняемая природная территория местного значения - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;

2) утратил силу. - Закон Иркутской области от 06.06.2014 N 57-ОЗ;

3) режим особой охраны - система ограничений, устанавливаемых в границах особо охраняемой природной территории и иной особо охраняемой территории регионального значения, в отношении хозяйственной и иной деятельности;

4) природный ландшафт - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, имеющий особое экологическое, природоохранное и культурное значение, не подвергшийся хозяйственной и иной деятельности и характеризующийся сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях, создаваемый для сохранения природной среды в естественном состоянии;

5) природно-антропогенный ландшафт - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, имеющий особое экологическое, природоохранное и культурное значение, фрагментарно подвергшийся хозяйственной и иной деятельности и характеризующийся сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях, создаваемый для сохранения природной среды в естественном состоянии;

6) природный микрозаказник - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, имеющий особое природоохранное, историко-культурное и иное значение, создаваемый для сохранения и восстановления численности ценных и исчезающих видов животных и растений с фрагментарным ареалом распространения, а также сохранения природных комплексов или их компонентов для поддержания экологического баланса;

7) природный микрорезерват - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, имеющий особое природоохранное, культурное и иное значение, создаваемый для сохранения ценных природных комплексов и природных объектов;

8) особо охраняемая территория природно-исторического назначения - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, имеющий природоохранное, культурное, эстетическое, рекреационное и иное значение, создаваемый для сохранения природных и культовых объектов надлежащего содержания, расположенных на них инженерных, строительно-архитектурных, археологических объектов;

9) особо охраняемая территория водных объектов - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, имеющий природоохранное, научное, эстетическое, культурное и иное значение, создаваемый для сохранения водной акватории объекта;

10) особо охраняемая территория геологических объектов и комплексов - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, имеющий научное, культурное, эстетическое и иное значение, создаваемый для сохранения расположенных на нем геологических объектов и комплексов.

 

Статья 3(1). Категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

 

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий на территории области устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения:

1) особо охраняемые природные территории регионального значения:

а) природные парки;

б) государственные природные заказники;

в) памятники природы;

г) дендрологические парки и ботанические сады;

д) иные, установленные в соответствии с настоящим Законом;

2) особо охраняемые природные территории местного значения:

а) природные ландшафты;

б) природно-антропогенные ландшафты;

в) природные микрозаказники;

г) природные микрорезерваты;

д) особо охраняемые территории природно-исторического назначения;

е) особо охраняемые территории водных объектов;

ж) особо охраняемые территории геологических объектов и комплексов.

 

Статья 4. Правовая основа организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального и местного значения на территории области

 

Правовую основу организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального и местного значения на территории области составляют Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федеральный закон от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Иркутской области, настоящий Закон, иные областные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты.

 

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ

ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ИНЫХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

 

Статья 5. Полномочия Законодательного Собрания Иркутской области

 

К полномочиям Законодательного Собрания Иркутской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения относится следующее:

1) осуществление законодательного регулирования отдельных отношений в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения;

2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения.

 

Статья 6. Полномочия Правительства Иркутской области

 

1. К полномочиям Правительства Иркутской области в соответствии с федеральным и областным законодательством относится решение вопросов в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения, в том числе:

1) организация разработки и реализации государственных программ области и ведомственных целевых программ в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения;

2) определение особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения, в том числе их образование;

3) обеспечение разработки и утверждение положений об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях регионального значения;

4) резервирование земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

5) установление иных категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения, помимо предусмотренных федеральными законами;

6) установление ограничений прав на землю на особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях регионального значения в связи с обеспечением соблюдения режима особой охраны по основаниям, предусмотренным федеральными законами;

7) определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального значения в пределах норм, установленных федеральным законодательством и законодательством области;

8) обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения и управления ими, охраны окружающей среды в пределах границ территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации регионального значения (далее - территория традиционного природопользования), иных особо охраняемых территорий, находящихся в государственной собственности области;

9) ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения;

10) исключен. - Закон Иркутской области от 30.06.2009 N 39/5-оз;

11) согласование положения о режиме использования земель, включенных в границы национального парка, без изъятия из хозяйственной эксплуатации;

12) обеспечение регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе утверждение положения о нем;

13) принятие решения об объявлении природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы регионального значения;

14) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Правительство Иркутской области в соответствии с федеральным и областным законодательством:

1) устанавливает форму и размер платы за пользование территориями курортов местного значения в пределах норм, установленных федеральным и областным законодательством;

2) согласовывает решения о создании особо охраняемых природных территорий местного значения в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория занимает более чем 5 процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования.

 

Статья 7. Финансовое обеспечение осуществления органами государственной власти области полномочий по созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения

 

Финансовое обеспечение осуществления органами государственной власти области полномочий по созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения осуществляется за счет средств областного бюджета.

 

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

И ИНЫХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

 

Статья 8. Резервирование земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения

 

1. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий регионального значения Правительство Иркутской области принимает решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий регионального значения, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

2. Основанием принятия решения о резервировании земель может являться карта планируемого размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, входящая в состав схемы территориального планирования области. Решение о резервировании земель может быть принято и по иным основаниям, установленным законодательством.

3. Резервирование земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

4. Срок резервирования земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, не может превышать 7 лет.

 

Статья 9. Образование особо охраняемых природных территорий регионального значения

 

1. Особо охраняемые природные территории регионального значения могут образовываться по предложениям (представлениям) органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области, юридических и физических лиц с учетом карты планируемого размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, входящей в состав схемы территориального планирования области.

2. Если иное не установлено федеральным законодательством, в целях образования особо охраняемой природной территории регионального значения осуществляется следующее:

1) проведение комплексных научно-исследовательских работ по экологическому и социально-экономическому обследованию территории, которую предполагается объявить особо охраняемой природной территорией регионального значения;

2) подготовка научного обоснования образования особо охраняемой природной территории регионального значения, включая планирование зонирования территории, а при необходимости - анализ альтернативных вариантов сохранения природных комплексов и объектов;

3) подготовка финансово-экономического обоснования образования особо охраняемой природной территории регионального значения;

4) подготовка картографических материалов особо охраняемой природной территории регионального значения с указанием предполагаемых границ, в том числе границ функциональных зон, схемы территории, которую предполагается объявить особо охраняемой природной территорией регионального значения, содержащей необходимые данные о категориях земель, собственниках земельных участков, землепользователях, землевладельцах и арендаторах земельных участков;

5) подготовка проекта правового акта Правительства Иркутской области о внесении изменений в схему территориального планирования области;

6) подготовка проекта решения об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения и проекта положения о ней;

7) согласование проекта решения об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения и проекта положения о ней с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области в случаях, установленных законодательством;

8) перевод земель (земельных участков), которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в земли особо охраняемых территорий и объектов в случае необходимости;

9) утратил силу. - Закон Иркутской области от 10.02.2021 N 5-ОЗ.

3. Решение об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения принимается Правительством Иркутской области при получении согласований органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области в случаях, установленных законодательством, и выполнении иных требований, установленных федеральным законодательством и законодательством области.

4. Особо охраняемые природные территории регионального значения могут организовываться на территориях одного, двух и более муниципальных образований области. При этом расположение особо охраняемой природной территории регионального значения в пределах границ двух и более муниципальных образований области не может быть основанием для нарушения ее статуса или целостности.

 

Статья 9(1). Образование территорий традиционного природопользования

 

1. Территории традиционного природопользования образуются для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, представители которых проживают на территории области.

2. Решение об образовании территории традиционного природопользования принимается Правительством Иркутской области на основании обращений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общин или их уполномоченных представителей с учетом карт планируемого размещения территорий традиционного природопользования, входящих в состав схемы территориального планирования области.

3. Если иное не установлено федеральным законодательством, в целях образования территории традиционного природопользования осуществляется следующее:

1) проведение комплексных научно-исследовательских работ по экологическому и социально-экономическому обследованию территории, которую предполагается объявить территорией традиционного природопользования, включая получение сведений об этнодемографической, этносоциальной и этнокультурной ситуациях, о традиционном образе жизни и видах традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

2) подготовка научного обоснования образования территории традиционного природопользования, включая планирование зонирования территории традиционного природопользования;

3) подготовка картографических материалов территории традиционного природопользования с указанием предполагаемых границ, в том числе границ функциональных зон территории традиционного природопользования, схемы территории, которую предполагается объявить территорией традиционного природопользования;

4) подготовка проекта правового акта Правительства Иркутской области о внесении изменений в схему территориального планирования области;

5) подготовка проекта решения об образовании территории традиционного природопользования и проекта положения о ней.

4. Территории традиционного природопользования образуются без изъятия земельных участков из хозяйственного использования и могут организовываться на территориях одного, двух и более муниципальных образований области. При этом расположение территории традиционного природопользования в пределах границ двух и более муниципальных образований области не может быть основанием для нарушения ее статуса или целостности.

 

Статья 10. Утратила силу. - Закон Иркутской области от 06.06.2014 N 57-ОЗ.

 

Статья 11. Решения об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения

 

1. Решения об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения должны содержать наименование, сведения о площади, описание местоположения границ особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения. В решении об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения также указывается категория особо охраняемой природной территории регионального значения.

2. Решения об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения подлежат официальному опубликованию.

3. Если иное не установлено федеральным законодательством, одновременно с принятием решений об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения Правительство Иркутской области утверждает положения о них.

 

Статья 12. Положение об особо охраняемой природной территории и иной особо охраняемой территории регионального значения

 

1. Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения должно содержать следующее:

1) наименование особо охраняемой природной территории регионального значения, цели и задачи ее образования;

2) сведения о площади, описание местонахождения и границ особо охраняемой природной территории регионального значения, наименование категории земель, из которой осуществлен перевод земель (земельных участков) в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов;

3) краткое описание физико-географической и социально-экономической характеристики особо охраняемой природной территории регионального значения;

4) сведения о наименовании, местонахождении исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего охрану особо охраняемой природной территории регионального значения;

5) режим особой охраны и использования особо охраняемой природной территории регионального значения.

1(1). Положение о территории традиционного природопользования должно содержать следующее:

1) наименование территории традиционного природопользования, цели и задачи ее образования;

2) сведения о площади, описание местонахождения границ территории традиционного природопользования;

3) краткое описание физико-географической и социально-экономической характеристики территории традиционного природопользования;

4) режим особой охраны и использования территории традиционного природопользования.

2. Положение об особо охраняемой природной территории и иной особо охраняемой территории регионального значения может содержать и иные сведения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

 

Статья 12(1). Совещательные и координационные органы при Правительстве Иркутской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения

 

В целях привлечения представителей Законодательного Собрания Иркутской области, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и иных муниципальных органов муниципальных образований области, представителей общественных объединений и иных лиц к предварительному рассмотрению вопросов, отнесенных к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения, и подготовки по ним предложений, имеющих рекомендательный характер, при Правительстве Иркутской области образуются совещательные органы.

В целях обеспечения взаимодействия Правительства Иркутской области с Законодательным Собранием Иркутской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными муниципальными органами муниципальных образований области, общественными объединениями, средствами массовой информации, иными органами, организациями и гражданами по вопросам, возникающим в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения, при Правительстве Иркутской области образуются координационные органы.

Цели образования и порядок деятельности таких органов, их состав определяются Правительством Иркутской области.

 

Статья 13. Зонирование особо охраняемой природной территории и иной особо охраняемой территории регионального значения

 

1. В границах особо охраняемой природной территории и иной особо охраняемой территории регионального значения могут выделяться функциональные зоны (округа охраны) с регулируемым режимом особой охраны и использования.

2. В случае зонирования особо охраняемой природной территории и иной особо охраняемой территории регионального значения положение об особо охраняемой природной территории и иной особо охраняемой территории регионального значения также должно содержать:

1) указание на выделенные функциональные зоны (округа охраны) и их предназначение;

2) режим особой охраны и использования в отношении каждой из выделенных функциональных зон (округов охраны);

3) описание границ функциональных зон (округов охраны).

 

Статья 14. Изменение категории и лишение статуса особо охраняемой природной территории регионального значения

 

1. Изменение категории особо охраняемой природной территории регионального значения или лишение статуса особо охраняемой природной территории регионального значения может осуществляться по предложениям (представлениям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Изменение категории особо охраняемой природной территории регионального значения должно осуществляться с учетом требований статей 9, 11 настоящего Закона.

2. Утратила силу. - Закон Иркутской области от 06.06.2014 N 57-ОЗ.

3. Решение об изменении категории (лишении статуса) особо охраняемой природной территории регионального значения принимается Правительством Иркутской области.

 

Статья 15. Осуществление хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях регионального значения

 

1. Хозяйственная и иная деятельность на особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях регионального значения осуществляется исходя из целей и задач их организации, определяющих режим охраны и использования, в том числе с учетом функционального зонирования, в соответствии с положениями об указанных особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях. На землях природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами области.

2. Ограничения прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в связи с обеспечением соблюдения режима особой охраны особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения устанавливаются Правительством Иркутской области по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

 

Статья 16. Охрана особо охраняемых природных территорий регионального значения и управление ими

 

Охрана особо охраняемых природных территорий регионального значения и управление ими осуществляются в порядке, определенном Правительством Иркутской области.

 

Статья 16(1). Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения

 

Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

 

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 17. Заключительные положения

 

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон Иркутской области от 9 октября 2007 года N 83-оз "Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2007, N 34, т. 2).

 

Временно исполняющий

обязанности губернатора

Иркутской области

И.Э.ЕСИПОВСКИЙ

Иркутск

19 июня 2008 года

N 27-оз

Закон Иркутской области "Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области" от 19.06.2008 N 27-оз