Правовые акты Иркутской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Иркутской области от 07.10.2009 N 62/28-оз "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Иркутской области"

 

7 октября 2009 года

N 62/28-оз

 

ЗАКОН

 

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О ПРОФИЛАКТИКЕ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят

постановлением

Законодательного Собрания

Иркутской области

от 16 сентября 2009 года

N 14/13-ЗС

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

 

Настоящим Законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Иркутской области (далее - область), в том числе связанные с организационным, информационно-аналитическим и научным ее обеспечением, а также с осуществлением мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в сферах здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики, образования, сельского хозяйства и лесного хозяйства.

 

Статья 2. Задачи профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в области

 

Задачами профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в области являются:

1) прекращение роста и снижение уровня незаконного потребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ лицами, проживающими на территории области;

2) раннее выявление лиц, незаконно употребляющих наркотические средства, токсические и психотропные вещества (далее - употребляющие наркотические средства), оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи;

3) предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими наркотические средства, сдерживание роста иных тяжелых социально-медицинских последствий злоупотребления наркотическими средствами, токсическими и психотропными веществами;

4) формирование у лиц, проживающих или пребывающих на территории области (далее - жители области), здорового образа жизни, отрицательного отношения к потреблению наркотических средств, токсических и психотропных веществ.

 

Статья 3. Принципы профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в области

 

Осуществление мероприятий по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в области основывается на принципах:

1) законности;

2) гуманного обращения с лицами, употребляющими наркотические средства;

3) соблюдения прав и законных интересов лиц, употребляющих наркотические средства;

4) обеспечения и защиты прав и законных интересов лиц, не употребляющих наркотические средства;

5) приоритета раннего психологического, социального, образовательного воздействия, направленного на предупреждение вовлечения лиц в потребление наркотических средств;

6) индивидуального подхода к оказанию медицинской и реабилитационной помощи лицам, употребляющим наркотические средства;

7) комплексного воздействия при осуществлении профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на личностном, семейном и социальном уровнях;

8) поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

9) признания особой значимости профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних;

10) гласности в деятельности органов и организаций, осуществляющих профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в области, в соответствии с законодательством;

11) государственной поддержки деятельности организаций, которые осуществляют мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, употребляющих наркотические средства, либо оказывают финансовую помощь в осуществлении таких мероприятий, независимо от организационно-правовой формы указанных организаций.

 

Статья 4. Участники мероприятий по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании

 

В осуществлении мероприятий по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в области участвуют:

1) исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, социальной защиты, молодежной политики, образования, сельского хозяйства и лесного хозяйства. Полномочия указанных органов по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании определяются Правительством Иркутской области;

антинаркотическая комиссия в Иркутской области;

областные государственные медицинские организации, областные государственные организации социального обслуживания, областные государственные образовательные организации, а также областные государственные организации, осуществляющие работу с детьми и молодежью (далее - областные государственные организации);

2) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований области, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждане.

 

Статья 5. Взаимодействие органов государственной власти области и областных государственных организаций с негосударственными организациями в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании

 

1. Органы государственной власти области и областные государственные организации взаимодействуют с негосударственными организациями, осуществляющими в соответствии с законодательством деятельность в сферах:

1) нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания и обучения граждан, в том числе несовершеннолетних;

2) утверждения и пропаганды здорового образа жизни;

3) оказания помощи семьям, нуждающимся в социальном обслуживании, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

4) диагностики наркомании, обследования, консультирования, медицинской реабилитации и социальной реабилитации граждан (в том числе несовершеннолетних, потребляющих наркотические средства) в соответствии с лицензией, предоставленной в установленном порядке;

5) развития и поощрения научных достижений в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

5(1) социальной и трудовой реинтеграции лиц, употребляющих наркотические средства;

6) в иных сферах деятельности, направленной на содействие профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, в том числе на оказание финансовой помощи в осуществлении мероприятий по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

2. Организации, не являющиеся областными государственными организациями и осуществляющие деятельность в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, могут получать государственную поддержку:

1) путем определения в установленном законодательством порядке поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

2) путем предоставления в соответствии с бюджетным законодательством субсидий организациям, осуществляющим разработку научных и иных проектов в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

3) иными способами в соответствии с законодательством.

 

Статья 6. Участие средств массовой информации в профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании

 

Средства массовой информации, распространяемые на территории области, участвуют в пропаганде недопустимости потребления наркотических средств и их использования в немедицинских целях в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 7. Категории лиц, в отношении которых осуществляется профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании

 

Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании осуществляется в отношении следующих категорий лиц:

1) жителей области - в целях формирования здорового образа жизни и общего негативного отношения к употреблению наркотических средств (создание внутренней системы запретов на употребление наркотических средств, умений и навыков психологической защиты от факторов, провоцирующих на употребление наркотических средств и т.п.);

2) лиц, которые в силу своего психологического, социального, семейного статуса склонны к приобщению к употреблению наркотических средств, - в целях предупреждения вовлечения их в употребление наркотических средств (далее - лица, входящие в группу риска);

3) лиц, употребляющих наркотические средства, - в целях предупреждения заболевания наркоманией и токсикоманией, своевременного выявления и оказания медицинской, реабилитационной помощи и обеспечения безопасности и охраны здоровья иных лиц;

4) несовершеннолетних лиц - в целях предупреждения причинения вреда их здоровью, а также их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

5) родителей или иных законных представителей - в целях приобретения ими знаний, необходимых для выявления детей, употребляющих наркотические средства, а также обучения навыкам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические средства;

6) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - в целях предупреждения несчастных случаев на производстве, чрезвычайных ситуаций;

7) обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования, по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, основным программам профессионального обучения и по дополнительным профессиональным программам, - в целях выявления обучающихся, употребляющих наркотические средства, и профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 

Статья 8. Финансирование мероприятий по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании

 

Финансирование мероприятий по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании осуществляется за счет средств областного бюджета, а также из иных источников в соответствии с законодательством.

 

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ

И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, НАРКОМАНИИ

И ТОКСИКОМАНИИ В ОБЛАСТИ

 

Статья 9. Антинаркотическая комиссия в Иркутской области

 

1. Антинаркотическая комиссия в Иркутской области осуществляет координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области по противодействию незаконному обороту наркотических средств и их прекурсоров в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Персональный состав антинаркотической комиссии в Иркутской области определяется Губернатором Иркутской области.

 

Статья 10. Подготовка кадров для обеспечения профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании

 

Исполнительные органы государственной власти области в соответствии с законодательством:

1) организуют профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование медицинских и педагогических работников (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных работников областных государственных организаций в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

2) участвуют в обеспечении профессионального образования и дополнительного профессионального образования медицинских и педагогических работников (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных работников муниципальных организаций в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании.

 

Статья 11. Программы в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании

 

1. Правительство Иркутской области утверждает государственную программу области, направленную на создание надежной социальной и правовой защиты от распространения наркомании и токсикомании в области, координацию и повышение эффективности мероприятий по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании (далее - областная программа в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании).

2. Органы местного самоуправления муниципальных образований области вправе утверждать муниципальные программы в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании.

 

Статья 12. Информационно-аналитическое и научное обеспечение профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании

 

1. При выработке и реализации мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, в том числе при разработке программ по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, учитываются данные информационно-аналитических, социологических, научных исследований проблем наркомании и токсикомании.

2. Органы государственной власти области обеспечивают возможность получения гражданами полной и достоверной информации о состоянии дел в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в области.

 

Статья 13. Банк данных о распространении и профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в области

 

1. Банк данных о распространении и профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в области (далее - банк данных) формируется уполномоченным Правительством Иркутской области исполнительным органом государственной власти области во взаимодействии с иными исполнительными органами государственной власти области, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области.

К участию в формировании банка данных могут привлекаться в соответствии с законодательством общественные объединения и иные организации.

2. В банк данных в установленном законодательством порядке включается следующая информация:

1) о распространении наркомании и токсикомании;

2) об обороте наркотических средств, токсических и психотропных веществ, о противодействии их незаконному обороту, о мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, проводимых на территории области;

3) о федеральных, областных, муниципальных программах профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

4) об известных и разрабатываемых в науке методах профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, диагностики и лечения наркомании и токсикомании, а также социальной реабилитации и социальной адаптации лиц, больных наркоманией и токсикоманией;

5) о субъектах научной деятельности в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

6) о нормативных правовых актах в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

7) о деятельности органов и организаций, участвующих в профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в области и иных субъектах Российской Федерации;

8) иные сведения, необходимые для организации профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании.

3. Порядок формирования и использования банка данных утверждается Правительством Иркутской области.

 

Глава 3. МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, НАРКОМАНИИ

И ТОКСИКОМАНИИ В СФЕРАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ,

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Статья 14. Меры по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в сфере здравоохранения

 

В целях профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории области в сфере здравоохранения в соответствии с законодательством осуществляются следующие меры:

1) пропаганда здорового образа жизни, распространение знаний об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;

2) участие в разработке и реализации областных программ в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

3) развитие сети медицинских организаций, оказывающих наркологическую помощь;

4) организация работы в медицинских организациях по диспансеризации и оказанию первичной медико-санитарной помощи больным наркоманией и токсикоманией;

5) организация и оказание специализированной медицинской помощи лицам, больным наркоманией;

6) осуществление мероприятий, направленных на улучшение специализированной медицинской наркологической помощи, медицинской реабилитации и социальной реабилитации больных наркоманией;

7) выявление, учет, обследование, наблюдение, устройство в медицинские организации и лечение лиц, употребляющих наркотические средства;

8) анализ деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

9) консультирование специалистов государственных и муниципальных организаций, осуществляющих мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

10) разработка рекомендаций и методических указаний по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, в том числе для медицинских работников по вопросам выявления ранних признаков наркомании и токсикомании;

11) привлечение в установленном порядке научных организаций, ученых и специалистов, в том числе зарубежных, к решению проблем профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

12) проведение конференций, совещаний, симпозиумов и встреч, организация выставок и других мероприятий по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

13) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ в сфере оказания наркологической помощи больным наркоманией и их внедрение в установленном законодательством порядке;

14) контроль за соответствием качества оказываемой наркологической помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения;

15) информирование органов внутренних дел в установленном законом порядке о лицах, осуществляющих употребление, незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку, производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, склонение к употреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

16) иные меры в соответствии с законодательством.

 

Статья 15. Информация об организациях системы здравоохранения, занимающихся оказанием наркологической помощи, и проведение проверок

 

1. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере охраны здоровья, ведет учет медицинских организаций государственной и частной систем здравоохранения, занимающихся оказанием наркологической помощи, в пределах компетенции осуществляет контроль за соответствием качества оказываемой наркологической помощи установленным федеральным стандартам в сфере охраны здоровья, а также организует сбор информации о деятельности организаций государственной системы здравоохранения, занимающихся оказанием наркологической помощи.

2. На основании сведений о нарушениях, допускаемых при организации наркологической помощи, исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере охраны здоровья, проводит проверку в соответствующей организации в установленном порядке.

 

Статья 16. Оказание наркологической помощи больным наркоманией

 

1. Больным наркоманией на территории области предоставляются все виды наркологической помощи, включая обследование, консультирование, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и социальную реабилитацию. Больным наркоманией наркологическая помощь оказывается при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, полученного в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, а больным наркоманией несовершеннолетним - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

2. В медицинских организациях государственной системы здравоохранения области создаются условия для раздельного оказания наркологической помощи совершеннолетним и несовершеннолетним лицам, больным наркоманией.

3. Для осуществления специализированной медицинской реабилитации и социальной реабилитации больных наркоманией могут создаваться наркологические реабилитационные центры.

Цели, задачи, порядок создания и деятельности наркологических реабилитационных центров определяются в соответствии с законодательством.

 

Статья 17. Меры по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в сфере социальной защиты

 

В целях профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории области в сфере социальной защиты осуществляются в соответствии с законодательством следующие меры:

1) участие в разработке и реализации программ и мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

2) создание областных государственных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе употребляющих наркотические средства, осуществление функций, связанных с управлением указанными учреждениями;

3) контроль над деятельностью областных государственных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе употребляющих наркотические средства, иных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также развитие сети указанных организаций;

4) анализ деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних;

5) разработка и внедрение в деятельность областных государственных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современных методик и технологий социальной реабилитации;

6) разработка методических рекомендаций для областных государственных организаций социального обслуживания по направлениям, формам и порядку осуществления профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

7) разработка методических рекомендаций для родителей или иных законных представителей несовершеннолетних по вопросам выявления ранних признаков наркомании и токсикомании, обучения навыкам бесконфликтного общения с детьми, воспитания у несовершеннолетних граждан внутренней системы ценностных ориентаций, направленных на негативное отношение к наркомании и токсикомании;

8) организация индивидуальной профилактической работы среди несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, их родителей или иных законных представителей;

9) выявление несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, информирование исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего полномочия в сфере охраны здоровья, о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением наркотических средств, токсических и психотропных веществ;

10) выявление и анализ причин, обусловивших распространение наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних; внесение предложений по их устранению в соответствующие государственные органы и организации;

11) организация досуга, развитие творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в областных государственных организациях социального обслуживания, а также содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних;

12) посещение несовершеннолетних, проведение бесед с ними, их родителями или иными законными представителями, иными лицами в установленном порядке;

13) информирование органов внутренних дел в установленном законом порядке о лицах, осуществляющих употребление, незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку, производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, склонение к употреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

14) иные меры в соответствии с законодательством.

 

Статья 18. Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в организациях социального обслуживания

 

1. Организации социального обслуживания при осуществлении деятельности по социальной реабилитации осуществляют профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в рамках решения своих непосредственных задач и функций.

Организации социального обслуживания создаются в порядке и формах, установленных законодательством.

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты, разрабатывает рекомендации областным государственным организациям социального обслуживания по осуществлению профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании.

2 - 3. Утратили силу. - Закон Иркутской области от 28.06.2016 N 45-ОЗ.

4. Предоставление социальных услуг несовершеннолетним, нуждающимся в социальной реабилитации, в том числе употребляющим наркотические средства, в организациях социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством.

5. Консультирование, предоставление иных социальных услуг несовершеннолетним, употребляющим наркотические средства, членам их семей осуществляются на основании обращений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Статья 19. Меры по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в сфере молодежной политики

 

В целях профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории области в сфере молодежной политики осуществляются следующие меры:

1) участие в разработке и реализации программ и проведение мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

2) организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в организациях, осуществляющих работу с детьми и молодежью;

3) содействие деятельности детских и молодежных общественных объединений и иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в установленном законодательством порядке;

4) финансовая поддержка на конкурсной основе общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в установленном законодательством порядке;

5) проведение конкурсов (программ, проектов, публикаций и т.п.) по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в установленном законодательством порядке;

6) создание социально-реабилитационных центров для подростков и молодежи, центров социально-психологической помощи молодежи, центров профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи;

7) участие в организации отдыха, досуга и занятости молодежи;

8) информирование органов внутренних дел в установленном законом порядке о лицах, осуществляющих употребление, незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку, производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, склонение к употреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

8(1)) содействие организации кабинетов профилактики в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, основным программам профессионального обучения и по дополнительным профессиональным программам, в области;

9) иные меры в соответствии с законодательством.

 

Статья 20. Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в организациях, осуществляющих работу с детьми и молодежью

 

1. Организации, занимающиеся профилактикой незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные организации, осуществляющие работу с детьми и молодежью, в соответствии с учредительными документами данных организаций и (или) законодательством осуществляют профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании.

В целях оказания социальных, психологических и иных услуг подросткам и молодежи в установленном законодательством порядке могут создаваться социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи и другие областные государственные организации, осуществляющие работу с детьми и молодежью, специализирующиеся на профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании.

2. Социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять:

1) психолого-педагогическую поддержку молодежи;

2) формирование устойчиво негативного отношения молодежи к наркотическим средствам, токсическим и психотропным веществам;

3) психокоррекционную работу с лицами, ранее употреблявшими наркотические средства;

4) психологическую помощь молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

5) профилактику социально-негативных тенденций в молодежной среде;

6) поддержание связи с прошедшими реабилитацию молодыми людьми в целях своевременного вмешательства в случае возникновения трудной жизненной ситуации;

7) взаимодействие с соответствующими организациями, исполнительными органами государственной власти области, организациями, осуществляющими деятельность по оказанию комплексной социальной поддержки молодежи, прошедшей курс реабилитации, по вопросам трудоустройства;

8) информирование общественности о работе социально-реабилитационного центра с целью привлечения специалистов, общественных организаций и населения к участию в реабилитационных программах, а также с целью просвещения населения относительно характера болезненных зависимостей, факторов, способствующих их формированию, и возможностей их преодоления;

9) консультирование;

10) социальную реабилитацию;

11) иные услуги в соответствии с законодательством.

3. Прием в социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи осуществляется на добровольной основе.

 

Статья 21. Участие в организации отдыха и досуга несовершеннолетних

 

1. Исполнительные органы государственной власти области и областные государственные организации при организации отдыха и досуга несовершеннолетних в целях профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании принимают меры по обеспечению:

1) формирования внутренней системы запретов на употребление наркотических средств, общего негативного отношения к наркомании и токсикомании;

2) формирования социально-позитивной психолого-поведенческой ориентации личности;

3) воспитания высокого уровня общей культуры;

4) создания стойких убеждений в недопустимости антиобщественной противоправной деятельности.

2. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере молодежной политики:

1) анализирует состояние и интенсивность досуговой воспитательной работы по месту жительства среди несовершеннолетних, в том числе употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска;

2) содействует созданию и деятельности организаций, осуществляющих работу с детьми и молодежью, занимающихся проблемами профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

3) содействует созданию и деятельности организационно-методических центров, оказывающих помощь социальным педагогам и клубам по месту жительства;

4) разрабатывает рекомендации, планы мероприятий, методические пособия по ведению досуговой воспитательной работы по месту жительства среди несовершеннолетних, в том числе употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска;

5) участвует в организации выездных лагерей, иных форм отдыха несовершеннолетних, в том числе употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска;

6) контролирует в соответствии с законодательством реализацию программ отдыха детей, подростков и молодежи на базе стационарных, палаточных детских и оздоровительных лагерей, турбаз, иных организаций, работающих с детьми и молодежью, на территории области;

7) совместно с исполнительными органами государственной власти области, осуществляющими полномочия в сфере образования и социальной защиты, содействует созданию объединений родителей, общественных организаций, групп взаимопомощи несовершеннолетних с проблемами наркотической зависимости с целью вовлечения обучающихся в профилактическую работу;

8) осуществляет иные мероприятия, направленные на организацию и оптимизацию досуга и отдыха несовершеннолетних, в том числе употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска.

 

Статья 22. Меры по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в сфере образования

 

1. В целях профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории области в сфере образования в соответствии с законодательством осуществляются следующие меры:

1) участие в разработке и реализации программ и мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

2) анализ деятельности исполнительного органа государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющих полномочия в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработка рекомендаций и методических указаний по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в системе образования, организация обеспечения ими работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

3) обеспечение развития системы подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических работников, психологов, социальных педагогов и иных специалистов для работы в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

4) разработка и содействие внедрению в практику работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, программ и методик, направленных на формирование у несовершеннолетних навыков противостояния агрессивной среде, закрепление антинаркотической ориентации;

5) содействие организации наркопостов - постов здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в области;

6) организация регулярного обсуждения проблем распространения наркомании и токсикомании в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на семинарах, конференциях работников системы образования, сбор информации, обмен опытом по вопросам организации профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в системе образования иных субъектов Российской Федерации;

7) ведение в установленном порядке учета обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, относящихся к группе риска, замеченных в употреблении наркотических средств;

8) координация и обмен информацией об обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, относящихся к группе риска, замеченных в употреблении наркотических средств, между органами местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющими полномочия в сфере образования, органами внутренних дел области, исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим полномочия в сфере охраны здоровья;

9) разработка методических рекомендаций для педагогических работников, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних по вопросам выявления ранних признаков наркомании и токсикомании, обучения навыкам бесконфликтного общения с детьми, воспитания у несовершеннолетних граждан внутренней системы ценностных ориентаций, направленных на негативное отношение к наркомании и токсикомании;

10) пропаганда здорового образа жизни, распространение знаний об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья среди обучающихся, воспитанников и студентов;

11) мониторинг ситуации, связанной с распространением наркомании и токсикомании среди обучающихся, воспитанников и студентов;

12) оказание социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и вовлечения в употребление наркотических средств;

13) оказание психолого-педагогической помощи родителям или иным законным представителям, имеющим трудности в воспитании детей, консультирование по способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические средства;

14) обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;

15) выявление несовершеннолетних, не посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность, употребляющих наркотические средства, а также меры, направленные на получение ими образования;

16) раннее выявление обучающихся с признаками наркотической зависимости в ходе проводимых в соответствии с законодательством мероприятий, которые включают в себя:

социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;

профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;

17) представление в исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, предложений по совершенствованию мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;

18) иные меры в соответствии с законодательством.

2. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, при участии исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего полномочия в сфере охраны здоровья, разрабатывает и внедряет меры, направленные на организацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, проведения первичного осмотра обучающихся на предмет обнаружения признаков употребления наркотических средств, в том числе следов инъекций с наркотическими веществами, в рамках ежегодного медицинского осмотра обучающихся.

 

Статья 23. Общественные наркопосты - посты здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования

 

1. В целях создания эффективной постоянно действующей системы наблюдения и контроля за распространением наркомании и токсикомании, организации и проведения комплексной работы по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании среди обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования, могут создаваться общественные наркопосты - посты здоровья.

Общественный наркопост - пост здоровья - создается в соответствии с уставом по решению руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо иным органом в соответствии с указанным уставом на добровольных началах в количестве не менее пяти человек из числа родителей, педагогических работников, медицинских работников и иных специалистов и представителей общественности.

2. Основными задачами общественного наркопоста - поста здоровья являются:

1) принятие мер, направленных на выявление обучающихся, употребляющих наркотические средства, а также обучающихся, относящихся к группе риска;

2) осуществление профилактических мероприятий с проведением индивидуальной воспитательной работы с обучающимися, выявление и принятие мер по устранению условий, способствующих возникновению и распространению наркомании и токсикомании среди обучающихся;

3) осуществление профилактических мероприятий с родителями обучающихся;

4) организация и проведение информационно-просветительской работы профилактического характера среди учителей и обучающихся.

3. В случае получения информации об употреблении обучающимися наркотических средств общественный наркопост - пост здоровья совместно с администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивает направление необходимых сведений в органы, уполномоченные принимать решение о направлении на медицинское освидетельствование в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и иными федеральными законами.

4. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, совместно с исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим полномочия в сфере охраны здоровья, разрабатывает и утверждает инструктивно-методические указания, определяющие порядок организации и деятельности общественных наркопостов - постов здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования.

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере охраны здоровья, определяет порядок разработки и утверждения программы подготовки санитарного актива по вопросам профилактики наркологических заболеваний, в соответствии с которой проходят специальную подготовку члены общественного наркопоста - поста здоровья.

 

Статья 24. Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в рамках образовательных программ организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования

 

1. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, разрабатывает рекомендации по преподаванию обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования, в рамках учебных предметов знаний, направленных на формирование здорового образа жизни, внутренней системы запретов на употребление наркотических средств.

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, может рекомендовать введение образовательных программ и методик по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании посредством проведения спецкурсов, факультативов, элективных курсов по здоровому образу жизни на основании разработанных и утвержденных превентивных образовательных программ и методик при наличии в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, специально подготовленных педагогических работников.

2. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, организует разработку методических материалов для проведения семинаров и тренингов среди несовершеннолетних и молодежи, направленных на воспитание у несовершеннолетних внутренней системы запретов на употребление наркотических средств, и проведение таких семинаров и тренингов.

 

Статья 25. Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, основным программам профессионального обучения и по дополнительным профессиональным программам

 

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, основным программам профессионального обучения и по дополнительным профессиональным программам, в соответствии с законодательством могут принимать следующие меры, направленные на выявление обучающихся, употребляющих наркотические средства, и профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:

1) проводить анонимные опросы обучающихся об известных им фактах употребления обучающимися наркотических средств;

2) взаимодействовать с органами внутренних дел, уполномоченными Правительством Иркутской области исполнительными органами государственной власти области в сборе информации об обучающихся, употребляющих либо распространяющих наркотические средства;

3) контролировать посещение обучающимися занятий, выяснять причины их отсутствия на занятиях;

4) организовывать и поощрять инициативы обучающихся, их объединений в проведении мероприятий, направленных на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, в том числе формировать добровольческие (волонтерские) группы из числа обучающихся для организации и проведения профилактических мероприятий;

5) создавать кабинеты профилактики;

6) осуществлять иные меры в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в соответствии с законодательством.

 

Статья 25.1. Кабинеты профилактики в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, основным программам профессионального обучения и по дополнительным профессиональным программам

 

1. В целях создания эффективной постоянно действующей системы наблюдения и контроля за распространением наркомании и токсикомании, организации и проведения комплексной работы по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании среди обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, основным программам профессионального обучения и по дополнительным профессиональным программам, могут создаваться кабинеты профилактики.

Кабинет профилактики создается по решению руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, на добровольных началах.

2. Основными задачами кабинета профилактики являются:

1) принятие мер, направленных на выявление обучающихся, употребляющих наркотические средства, а также обучающихся, относящихся к группе риска;

2) выявление и принятие мер по устранению условий, способствующих возникновению и распространению наркомании и токсикомании среди обучающихся;

3) организация и проведение информационно-просветительской работы профилактического характера среди обучающихся.

3. В случае получения информации об употреблении обучающимися наркотических средств кабинет профилактики совместно с администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивает направление необходимых сведений в органы, уполномоченные принимать решение о направлении на медицинское освидетельствование в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и иными федеральными законами.

4. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере молодежной политики, совместно с исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим полномочия в сфере образования, разрабатывает и утверждает инструктивно-методические указания, определяющие порядок организации и деятельности кабинетов профилактики в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, основным программам профессионального обучения и по дополнительным профессиональным программам.

 

Статья 26. Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в иных организациях системы образования

 

1. Специальные учебно-воспитательные организации для несовершеннолетних, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним, иные организации, создаваемые в системе образования и действующие на территории области, участвуют в профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в рамках решения стоящих перед ними задач и в определенном законодательством порядке.

2. Исполнительные органы государственной власти области в установленном порядке создают организации, оказывающие комплексную психолого-педагогическую, учебно-воспитательную, социально-реабилитационную и иную помощь несовершеннолетним, в том числе организации, специализирующиеся на оказании такой помощи несовершеннолетним, употребляющим наркотические средства или склонным к их употреблению, или содействуют их созданию в системе образования.

3. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, принимает меры к созданию и развитию инструктивно-методической базы для организации и деятельности указанных организаций.

 

Статья 26.1. Меры по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в сфере сельского хозяйства

 

В целях профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории области в сфере сельского хозяйства осуществляются следующие меры:

1) проведение мероприятий, направленных на борьбу с произрастанием дикорастущей конопли;

2) иные меры в соответствии с законодательством.

 

Статья 26.2. Меры по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в сфере лесного хозяйства

 

В целях профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории области в сфере лесного хозяйства осуществляются следующие меры:

1) проведение мероприятий, направленных на борьбу с произрастанием дикорастущей конопли на землях лесного фонда;

2) иные меры в соответствии с законодательством.

 

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Иркутской области от 7 марта 2002 года N 8-оз "О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2002, N 16);

2) Закон Иркутской области от 7 октября 2002 года N 40-оз "О внесении изменений и дополнений в Законы Иркутской области "О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области", "Об областной государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской области", "Об административной ответственности за правонарушения в сфере библиотечного дела в Иркутской области", "Об обязательном экземпляре документов Иркутской области", "Об административной ответственности в Иркутской области за правонарушения в сфере архивного дела" (Восточно-Сибирская правда, 12.10.2002, N 195 - 196);

3) Закон Иркутской области от 23 октября 2003 года N 42-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон Иркутской области "О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2003, N 30, т. 1);

4) Закон Иркутской области от 7 октября 2004 года N 47-оз "О внесении изменений в Закон Иркутской области "О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2004, N 40, т. 1);

5) Закон Иркутской области от 31 марта 2005 года N 11-оз "О внесении изменений в Закон Иркутской области "О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2005, N 7, т. 1);

6) Закон Иркутской области от 10 октября 2005 года N 50-оз "О внесении изменений в Закон Иркутской области "О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2005, N 12, т. 1);

7) Закон Иркутской области от 8 октября 2007 года N 74-оз "О внесении изменений в статью 29 Закона Иркутской области "О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2007, N 34, т. 2).

 

Губернатор

Иркутской области

Д.Ф.МЕЗЕНЦЕВ

г. Иркутск

7 октября 2009 года

N 62/28-оз

Закон Иркутской области "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Иркутской области" от 07.10.2009 N 62/28-оз