Правовые акты Иркутской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Иркутской области от 07.10.2009 N 69/35-оз "Об Уполномоченном по правам человека в Иркутской области"

 

7 октября 2009 года

N 69/35-оз

 

ЗАКОН

 

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят

постановлением

Законодательного Собрания

Иркутской области

от 16 сентября 2009 года

N 14/10-ЗС

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

 

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом Иркутской области определяет порядок организации и осуществления деятельности Уполномоченного по правам человека в Иркутской области.

 

Статья 2. Основы правового статуса Уполномоченного по правам человека в Иркутской области

 

1. В соответствии с Уставом Иркутской области Уполномоченный по правам человека в Иркутской области является государственным органом Иркутской области, включающим в себя государственную должность Иркутской области - Уполномоченный по правам человека в Иркутской области (далее - Уполномоченный) и его аппарат. Указанный государственный орган Иркутской области обладает правами юридического лица, имеет печать и бланки с изображением Герба Иркутской области и со своим наименованием.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Законодательным Собранием Иркутской области (далее - Законодательное Собрание).

3. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Иркутской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Иркутской области.

4. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

5. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

6. Уполномоченный в целях выполнения задач своей деятельности взаимодействует с органами государственной власти Иркутской области, иными государственными органами Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее - органы местного самоуправления) и их должностными лицами, вправе осуществлять взаимодействие с прокуратурой Иркутской области, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, Арбитражным судом Иркутской области, Иркутским областным судом, районными судами Иркутской области, мировыми судьями Иркутской области, Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, территориальными государственными внебюджетными фондами, организациями, общественными объединениями и их должностными лицами, а также в соответствии с федеральным законодательством вправе взаимодействовать с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, организациями федерального подчинения.

Уполномоченный вправе осуществлять взаимодействие с общественной наблюдательной комиссией, сформированной в Иркутской области (далее - область) в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Уполномоченный осуществляет взаимодействие с Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Иркутской области в соответствии с настоящим Законом и соответственно Законом Иркутской области от 12 июля 2010 года N 71-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области" и Законом Иркутской области от 16 декабря 2013 года N 138-ОЗ "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области.

7. Деятельность Уполномоченного осуществляется гласно.

8. Постоянным местонахождением Уполномоченного и его аппарата является город Иркутск.

 

Статья 3. Задачи деятельности Уполномоченного

 

Задачами деятельности Уполномоченного являются:

1) содействие восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

1(1)) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

2) выявление причин и условий, способствующих нарушению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

3) внесение предложений о совершенствовании законов области и иных нормативных правовых актов области по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств (далее - вопросы защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина), организации и деятельности Уполномоченного, в том числе о приведении их в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, об устранении причин и условий, способствующих нарушению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

4) правовое просвещение по вопросам прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, форм и методов их защиты;

5) содействие развитию межрегионального сотрудничества по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

 

Глава 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ

ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

 

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного

 

На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

 

Статья 5. Порядок внесения предложений по кандидатурам на должность Уполномоченного

 

1. Предложения по кандидатурам на должность Уполномоченного вправе вносить Губернатор Иркутской области, группы депутатов Законодательного Собрания численностью не менее одной трети от установленного Уставом Иркутской области числа депутатов Законодательного Собрания, депутатские фракции в Законодательном Собрании, представительные органы городских округов Иркутской области, муниципальных районов Иркутской области, Общественная палата Иркутской области.

2. Предложения по кандидатурам на должность Уполномоченного вносятся в Законодательное Собрание в письменной форме в течение 60 дней до окончания срока полномочий действующего Уполномоченного.

3. К обращению, содержащему предложение по кандидатуре на должность Уполномоченного, прилагаются:

1) письменное заявление кандидата о согласии на внесение его кандидатуры в Законодательное Собрание и назначение на должность Уполномоченного;

2) собственноручно заполненная и подписанная анкета, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;

3) копия паспорта гражданина Российской Федерации;

4) собственноручно написанная автобиография с указанием сведений и пояснением обстоятельств о наличии (отсутствии):

а) гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

б) членства в политической партии или ином общественном объединении, преследующем политические цели;

в) статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сенатора Российской Федерации или депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

г) факта замещения государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, должности государственной и муниципальной службы, занятия другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

д) фактов осуществления преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) собственноручно написанное обязательство о прекращении деятельности, несовместимой со статусом Уполномоченного, в случае его назначения, о приостановлении членства в политической партии на период осуществления полномочий Уполномоченного;

6) копия документа о высшем образовании и квалификации, а также по желанию кандидата копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, награждении государственными наградами и почетными званиями;

7) копия трудовой книжки, иные документы о трудовой и (или) общественной деятельности, подтверждающие познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты;

8) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

9) сведения о доходах кандидата, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей кандидата;

10) письменное согласие кандидата на обработку его персональных данных;

11) копия решения органа, организации, должностного лица, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Закона, о выдвижении кандидата.

 

Статья 5(1). Согласование с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации кандидатуры (кандидатур) на должность Уполномоченного

 

1. В соответствии с пунктом 13 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Законодательное Собрание до рассмотрения кандидатуры (кандидатур) на должность Уполномоченного согласовывает ее (их) с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

2. В целях согласования с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации кандидатуры (кандидатур) на должность Уполномоченного председатель Законодательного Собрания не позднее чем за 45 дней до дня проведения заседания Законодательного Собрания, на котором планируется рассмотрение вопроса о назначении на должность Уполномоченного, направляет Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации следующие документы (материалы), необходимые для такого согласования:

1) копии документов (материалов), перечисленных в части 3 статьи 5 настоящего Закона;

2) копию обращения субъекта, внесшего в Законодательное Собрание предложение по кандидатуре на должность Уполномоченного;

3) рекомендации, возражения, предложения государственных органов области, органов местного самоуправления и их должностных лиц, общественных объединений, действующих на территории области (при их наличии).

3. По запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Законодательное Собрание представляет иные документы (материалы), необходимые для рассмотрения кандидатуры на должность Уполномоченного.

4. После поступления в Законодательное Собрание от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации решения о согласовании (несогласовании) кандидатуры на должность Уполномоченного председатель Законодательного Собрания не позднее трех дней до дня заседания Законодательного Собрания, на котором планируется рассмотрение вопроса о назначении на должность Уполномоченного, направляет указанное решение для сведения Губернатору Иркутской области, а также в постоянные комитеты, постоянные комиссии, депутатские фракции Законодательного Собрания.

 

Статья 6. Назначение на должность Уполномоченного

 

1. Уполномоченный назначается на должность решением Законодательного Собрания, принимаемым большинством голосов от установленного Уставом Иркутской области числа депутатов Законодательного Собрания тайным голосованием, и оформляется постановлением Законодательного Собрания, которое подлежит официальному опубликованию.

Порядок проведения голосования устанавливается Регламентом Законодательного Собрания Иркутской области (далее - Регламент Законодательного Собрания).

2. Законодательное Собрание принимает решение о назначении на должность Уполномоченного не позднее 60 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

 

Статья 7. Вступление в должность Уполномоченного

 

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Иркутской области, законодательством Иркутской области, справедливостью и объективностью".

2. Присяга приносится на заседании Законодательного Собрания непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

 

Статья 8. Срок полномочий Уполномоченного

 

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным на должность Уполномоченным.

2. Истечение срока полномочий Законодательного Собрания, а также его роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

4. Полномочия Уполномоченного прекращаются по основаниям, установленным федеральными законами и законом Иркутской области.

 

Статья 9. Ограничения и обязанности, связанные с пребыванием в должности Уполномоченного

 

1. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на Уполномоченного распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

2. Уполномоченный обязан не позднее 14 дней со дня вступления в должность прекратить деятельность, не совместимую с его статусом, и представить в Законодательное Собрание копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, не совместимых со статусом Уполномоченного, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если Уполномоченный не выполнит указанное требование, он освобождается от должности в соответствии со статьей 11 настоящего Закона, и в установленном порядке проводится назначение на должность Уполномоченного.

 

Статья 10. Удостоверение Уполномоченного

 

1. Удостоверение Уполномоченного подписывается председателем Законодательного Собрания и вручается Уполномоченному на заседании Законодательного Собрания после его вступления в должность.

2. Образец и описание удостоверения, порядок его изготовления, оформления и замены определяется Положением, утверждаемым постановлением Законодательного Собрания.

 

Статья 11. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного

 

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно по следующим основаниям:

1) его смерть;

2) подача им письменного заявления о сложении полномочий;

3) его неспособность по состоянию здоровья, установленная в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

4) признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявление его умершим;

5) вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

6) его выезд за пределы Иркутской области на постоянное место жительства;

7) утрата им гражданства Российской Федерации;

8) утрата доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

9) несоблюдение им требований, ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами и законами Иркутской области.

2. В соответствии с пунктом 18 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается Законодательным Собранием после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 - 7 части 1 настоящей статьи.

Для проведения консультаций по вопросу о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного председатель Законодательного Собрания не позднее пяти дней со дня установления фактов и обстоятельств, являющихся основанием для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного, направляет Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации обращение с указанием основания для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного. Вместе с указанным обращением Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации также направляются:

1) письменное объяснение Уполномоченного о фактах и обстоятельствах, предусмотренных пунктами 2, 3, 8, 9 части 1 настоящей статьи;

2) копии документов, обосновывающих наличие основания для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного, в том числе по результатам проведенных в соответствии с законодательством проверок;

3) иные документы (материалы), обосновывающие наличие основания для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.

3. После поступления в Законодательное Собрание от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации решения, полученного по итогам консультаций по вопросу о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного, председатель Законодательного Собрания не позднее трех дней до дня заседания Законодательного Собрания, на котором планируется рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного, направляет указанное решение для сведения Губернатору Иркутской области, а также в постоянные комитеты, постоянные комиссии, депутатские фракции Законодательного Собрания.

4. Решение Законодательного Собрания о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается большинством голосов от установленного Уставом Иркутской области числа депутатов Законодательного Собрания и оформляется постановлением Законодательного Собрания, в котором определяется день досрочного прекращения полномочий Уполномоченного. Решение Законодательного Собрания о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного подлежит официальному опубликованию.

Копия указанного постановления в течение десяти дней со дня его принятия направляется Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Решение Законодательного Собрания о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается не позднее чем через 45 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного, а если это основание появилось между сессиями Законодательного Собрания - не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания.

5. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного назначение на указанную должность осуществляется Законодательным Собранием в течение 75 дней со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного в соответствии со статьями 4 - 8 настоящего Закона.

В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного внесение в Законодательное Собрание предложений по кандидатурам на должность Уполномоченного осуществляется в течение 30 дней со дня досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.

6. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного впредь до назначения на должность нового Уполномоченного в порядке, определенном настоящим Законом, его полномочия, предусмотренные настоящим Законом, исполняет руководитель аппарата Уполномоченного.

 

Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

 

Статья 12. Полномочия Уполномоченного

 

1. Уполномоченный действует в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иными федеральными законами и настоящим Законом в соответствии с Уставом Иркутской области.

2. К полномочиям Уполномоченного относится рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории области (далее - заявители), на решения или действия (бездействие):

1) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также организаций федерального подчинения;

2) органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

При поступлении Уполномоченному жалобы на решения, действия (бездействие) организаций и общественных объединений Уполномоченный разъясняет заявителю порядок обжалования указанных решений, действий (бездействия).

2(1). К полномочиям Уполномоченного не относится рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) органов государственной власти области, органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций, нарушающих права, свободы и законные интересы детей, за исключением случаев, когда в таких жалобах одновременно поставлены вопросы о защите прав, свобод и законных интересов совершеннолетних лиц.

К полномочиям Уполномоченного не относится рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности, рассмотрение которых отнесено к компетенции Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области, за исключением случаев, когда в таких жалобах одновременно поставлены вопросы о защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

3. Уполномоченный вправе:

1) осуществлять прием граждан по вопросам своей деятельности;

2) оказывать гражданам бесплатную юридическую консультационную помощь по вопросам своей деятельности;

3) разъяснить заявителю средства, которые он вправе использовать для защиты своих прав, свобод и законных интересов.

4. При наличии информации о массовых и (или) грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своих полномочий.

4(1). Утратила силу. - Закон Иркутской области от 03.03.2021 N 9-ОЗ.

5. Уполномоченный не рассматривает жалобы на законы области и иные нормативные правовые акты области, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований области, иные муниципальные нормативные правовые акты.

6. Уполномоченный в целях реализации государственным органом области прав юридического лица:

1) распоряжается финансовыми средствами, предусмотренными в областном бюджете на его содержание и деятельность, утверждает бюджетную смету;

2) заключает государственные контракты;

3) представляет интересы в судах; подписывает от его имени обращения (заявления) в суды;

4) осуществляет иные полномочия, связанные с реализацией прав юридического лица.

 

Статья 13. Порядок подачи Уполномоченному жалоб и их рассмотрения Уполномоченным

 

Порядок подачи Уполномоченному жалоб и их рассмотрения Уполномоченным устанавливается Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

 

Статья 14. Права Уполномоченного при рассмотрении жалобы

 

1. При рассмотрении жалобы заявителя Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать органы государственной власти области, иные государственные органы области, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать областные государственные и муниципальные организации, получать объяснения должностных лиц государственных органов области, органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законодательством;

2) запрашивать и получать от органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления и их должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) обращаться в соответствующие исполнительные органы государственной власти области с предложением о проведении областными государственными учреждениями, учредителями которых являются указанные органы, экспертных исследований и подготовке ими заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) обращаться в компетентные органы с предложением о проведении проверки деятельности областных государственных и муниципальных организаций, относительно которых он располагает информацией о грубых и (или) массовых нарушениях прав человека и гражданина.

2. Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти области, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

3. При рассмотрении жалобы, а также информации, указанной в части 4 статьи 12 настоящего Закона, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным органам государственной власти области, иным государственным органам области, органам местного самоуправления или их должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. Органы государственной власти области, иные государственные органы области, органы местного самоуправления или их должностные лица оказывают содействие Уполномоченному в проверке жалобы, принятой им к рассмотрению в соответствии с законодательством.

4. При рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также организаций федерального подчинения Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать указанные территориальные органы и организации;

2) запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих указанных территориальных органов, организаций по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.

 

Статья 15. Результаты рассмотрения жалобы Уполномоченным

 

1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя в установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" сроки.

2. В случае установления факта нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя Уполномоченный обязан принять меры, установленные настоящим Законом, направленные на восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя.

3. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в соответствующие органы государственной власти области, иные государственные органы области и (или) органы местного самоуправления с заявлением о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении их должностных лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

2) в случае, если в процессе рассмотрения жалобы обнаруживаются признаки уголовно наказуемого деяния, передать имеющиеся в его распоряжении материалы органам, к ведению которых отнесено возбуждение уголовного дела, и прекратить дальнейшее рассмотрение жалобы, известив об этом заявителя;

3) в случае, если нарушение прав, свобод и законных интересов граждан касается действий (бездействия) или решения государственных органов Российской Федерации, а также представительств иностранных государств на территории области, направить им предложения о мерах по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, передав соответствующие материалы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и в соответствующий компетентный орган;

4) обратиться в органы прокуратуры с заявлением о проверке законности и обоснованности решений или действий (бездействия) органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления или должностных лиц.

4. В случае грубого и (или) массового нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе обратиться в Законодательное Собрание с предложением о назначении по данному основанию депутатской проверки.

О фактах грубого и (или) массового нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный информирует прокурора Иркутской области, Губернатора Иркутской области и Правительство Иркутской области.

5. Уполномоченный вправе обратиться в Законодательное Собрание с предложением о проведении депутатских слушаний по фактам нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых депутатских слушаниях.

 

Статья 16. Документы Уполномоченного по результатам рассмотрения жалоб, а также по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина

 

1. По результатам рассмотрения жалоб или информации, указанной в части 4 статьи 12 настоящего Закона, Уполномоченный готовит заключения с рекомендациями о мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, адресованные органу государственной власти области, иному государственному органу области, органу местного самоуправления и (или) должностному лицу, решением или действием (бездействием) которого они допущены.

2. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе направлять органам государственной власти области, иным государственным органам области, органам местного самоуправления или их должностным лицам свои замечания и предложения, относящиеся к обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

3. Орган государственной власти области, иной государственный орган области, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение или замечания и предложения от Уполномоченного, в месячный срок, если иной срок не установлен федеральным законодательством, рассматривает соответствующий документ и о результатах его рассмотрения письменно информирует Уполномоченного.

4. В случаях, указанных в пунктах 1, 4 части 3 статьи 15 настоящего Закона, Уполномоченный вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением, которое подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством.

 

Статья 17. Доклады Уполномоченного

 

1. Ежегодно не позднее 31 марта Уполномоченный направляет доклад по вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в области Губернатору Иркутской области, в Законодательное Собрание, в Правительство Иркутской области, прокурору Иркутской области, руководителю Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, председателю Иркутского областного суда.

2. В ежегодном докладе, указанном в части 1 настоящей статьи, указываются органы государственной власти области, иные государственные органы области, органы местного самоуправления, их должностные лица, решения или действия (бездействие) которых обжаловались заявителями.

3. С ежегодным докладом по вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в области Уполномоченный выступает не позднее первого мая на заседании Законодательного Собрания.

4. По отдельным вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также в случае грубого и (или) массового нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный может направлять в Законодательное Собрание специальные доклады. Со специальным докладом Уполномоченный вправе выступить на очередном заседании Законодательного Собрания.

5. Ежегодные и специальные доклады Уполномоченного подлежат опубликованию в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации.

5(1). Ежегодные и специальные доклады Уполномоченного, направляемые в соответствии с частями 1 и 4 настоящей статьи, подлежат рассмотрению по существу Губернатором Иркутской области, Законодательным Собранием и Правительством Иркутской области в соответствии с полномочиями.

Прокуратура Иркутской области, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, Иркутский областной суд рассматривают ежегодные доклады Уполномоченного в соответствии с соглашениями о взаимном сотрудничестве, если таковые заключены между ними и Уполномоченным.

6. Ежегодные доклады Уполномоченного по вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в области и специальные доклады направляются Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

7. В пределах бюджетной сметы Уполномоченный вправе осуществлять издание материалов по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

 

Статья 18. Деятельность Уполномоченного по совершенствованию законодательства области по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина

 

В целях совершенствования законов области, иных нормативных правовых актов области по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) вносить в Законодательное Собрание в порядке реализации права законодательной инициативы проекты законов области по вопросам, указанным в абзаце первом настоящей статьи, а также по вопросам организации и деятельности Уполномоченного; обращаться к субъектам права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с предложениями о разработке проектов федеральных законов по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

2) направлять органам государственной власти области, иным государственным органам области, органам местного самоуправления предложения по совершенствованию нормативных правовых актов области по вопросам, указанным в абзаце первом настоящей статьи;

3) участвовать в заседаниях Законодательного Собрания, в работе постоянных комитетов и постоянных комиссий Законодательного Собрания, участвовать в работе по разработке проектов законов области, иных нормативных правовых актов области по вопросам, указанным в абзаце первом настоящей статьи;

4) использовать иные формы, предусмотренные действующим законодательством.

 

Статья 19. Деятельность Уполномоченного по правовому просвещению в сфере прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, форм и методов их защиты

 

Деятельность Уполномоченного по правовому просвещению в сфере прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, форм и методов их защиты осуществляется в сферах информации, образования и воспитания и способствует:

1) распространению знаний о правах, свободах и законных интересах человека и гражданина через средства массовой информации, образовательные программы, научные исследования и профессиональную подготовку государственных и муниципальных служащих, юристов, врачей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, пенитенциарных и иных учреждений;

2) воспитанию правовой культуры населения, поддержанию в обществе стабильных и гармоничных отношений;

3) укреплению взаимопонимания, мира и толерантности в межнациональных отношениях.

 

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

 

Статья 20. Аппарат Уполномоченного

 

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат в количестве не более 16 человек, из которых не более 11 человек замещают должности государственной гражданской службы области и не более 5 человек являются работниками, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы области.

Деятельность работников аппарата Уполномоченного регулируется соответственно законодательством о государственной гражданской службе и трудовым законодательством.

2. Аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного. Аппарат Уполномоченного возглавляет руководитель аппарата Уполномоченного, который назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченным. На руководителя аппарата Уполномоченного на период временного отсутствия Уполномоченного возлагается исполнение полномочий Уполномоченного по реализации государственным органом области прав юридического лица, за исключением полномочия по утверждению бюджетной сметы.

3. В пределах бюджетной сметы Уполномоченный самостоятельно устанавливает штатную численность и утверждает штатное расписание своего аппарата.

4. Уполномоченный утверждает структуру аппарата, осуществляет общее руководство его организацией и деятельностью, решает иные вопросы деятельности аппарата.

5. Уполномоченный по вопросам деятельности аппарата Уполномоченного, а также в случаях, предусмотренных законами области, издает правовые акты в форме распоряжений.

6. Лицам, замещающим должности государственной гражданской службы области в аппарате Уполномоченного, направленным Уполномоченным на проведение отдельных действий в ходе рассмотрения жалоб заявителей, должна быть выдана соответствующая доверенность за подписью Уполномоченного.

7. Утратила силу. - Закон Иркутской области от 10.05.2011 N 29-ОЗ.

8. При Уполномоченном в целях оказания ему консультативной помощи может создаваться экспертный совет, работающий на общественных началах, из лиц, обладающих знаниями в области прав и свобод человека и гражданина и опытом их защиты.

9. Экспертный совет формируется Уполномоченным и действует на основании Положения об экспертном совете при Уполномоченном по правам человека в Иркутской области, утверждаемого Уполномоченным.

 

Статья 21. Представители Уполномоченного в муниципальных образованиях области

 

1. Уполномоченный вправе назначать своих представителей на общественных началах в муниципальных образованиях области. Порядок назначения, организации и деятельности представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях области определяются Положением, утверждаемым Уполномоченным.

2. Информационное, документационное, правовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях области осуществляет аппарат Уполномоченного за счет бюджетных ассигнований, выделенных из областного бюджета на очередной финансовый год на обеспечение деятельности Уполномоченного.

 

Статья 22. Гарантии деятельности Уполномоченного

 

Гарантии деятельности Уполномоченного устанавливаются законом области о государственных должностях области.

 

Статья 23. Финансовое и материальное обеспечение деятельности Уполномоченного

 

1. Обеспечение деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

2. Уполномоченный обеспечивается нормативными правовыми актами области, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми органами государственной власти области.

 

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Закона

 

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством.

 

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 25. Заключительные положения

 

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Иркутской области от 26 октября 2006 года N 67-оз "Об Уполномоченном по правам человека в Иркутской области" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2006, N 24, т. 1).

3. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области - субъекте Российской Федерации, существовавшем до 1 января 2008 года, осуществляет полномочия Уполномоченного до истечения срока, на который он был назначен.

 

Губернатор

Иркутской области

Д.Ф.МЕЗЕНЦЕВ

г. Иркутск

7 октября 2009 года

N 69/35-оз

Закон Иркутской области "Об Уполномоченном по правам человека в Иркутской области" от 07.10.2009 N 69/35-оз